Главная » Статьи » Статьи и тесты художника

Пресняков М.А. Рассуждения по поводу выставок


      Мне интересно заниматься выставками. Жаль только, что на это необходимо тратить столько много времени – и для организации, и для оформления работ. Почти всё приходится делать самому. Столько времени съедается у творчества, но ничего не поделаешь. Картины и листы создаются для того, чтобы их кто-то увидел, чтобы он, этот кто-то, хотя бы мимолётно смог вжиться в образ, прикоснуться к загадке, получить заряд вдохновения. Мне нравится наполнять свои работы загадками и шарадами, которые иногда заметны, иногда нет. А тот, кто сможет прочесть их, может оказаться в стране загадочных приключений, увидеть себя героем фильма, но многие ли по-настоящему не боятся сказки, не боятся в ней оказаться, не боятся ментальных приключений? Мои слова могут понять и коллекционеры впечатлений, и философы-поэты, и мечтатели. Я делаю свои работы для тех, кто может раскрыть им навстречу свою фантазию, кто может переживать красоту образа через утончённую игру стиля и оттенков цвета, через недосказанность. У меня нет желания разжёвывать свою мысль и класть её зрителю в рот в таком виде. Для меня главное  дать импульс, намекнуть на потаённое, возможно, с грустной улыбкой. Кто сам не умеет фантазировать, не разглядит в моих работах фантазии, кто хочет найти завершённую мысль, чтобы положить её в рамке на полку  не найдёт её. Есть зрелищные фильмы о поисках артефактов в экзотических местах, но артефакты не обязательно искать там, их достаточно в собственном уме, в сознании, в чувствах, в окружающей жизни. И тут есть интересная особенность моего творчества  оно находится как бы между  "классикой" в живописи и авангардными экспериментами: его не вполне понимают, если судить по из замечаниям, ни традиционалисты в живописи, ни авангардисты, тоже занимающиеся своего рода "классикой" ХХ века; мне удаётся находить артефакты "между" устоявшимися стилями, а это убеждает меня, что я на правильном пути, и я нахожусь на этом пути вполне сознательно.  
      Если смотреть на  образ жизни художника с меркантильной точки зрения, то он должен делать только то, что наиболее востребовано, то есть всякие пошлости. И кто-то действительно находит себя в этом, потому что ему большего не надо. Но чем больше художник обращён ко внутренней основе творчества, тем ближе он к чистой вере, вере в красоту, в чистую сторону реальности. Тогда искусство становится инструментом гармонизации человеческого существа и окружающего  его мира на всех планах бытия. Можно рисовать ужасы и оставаться светлым романтиком, можно рисовать откровенную красоту и тонуть в пошлости, как и наоборот. Образы искусства создают свой семантический ряд, который легко доступен и понятен жителям Новой Цивилизации на планете Земля, новой формации сознания, горожанам Нового Века.
Можно написать много томов с точки зрения научной психологии, и лишь слегка приблизиться к феномену, но, бывает, достаточно нарисовать один образ, чтобы поразить человека, хотя бы на мгновение поставить его на новую ступень эволюции. Художники внутреннего уже давно создают новую цивилизацию, которая зреет в недрах старой и со временем перерастёт её. Мечтатели становятся рыцарями и вестниками. Готовя холст, натягивая планшет, ремонтируя постоянно текущую крышу над мастерской, перевозя в троллейбусах и поездах связки работ, бегая на база за яблоками из, привезёнными из деревни, есть время задуматься обо всём этом. Сейчас новые возможности предоставляет Интернет, общий образ изображения становится по желанию художника и заинтересованного зрителя-слушателя более доступен и открыт, только жаль, что этот способ общения всё-таки слишком дорог в денежном исчислении, да и для полноценного прочтения следует всё-таки обозревать объект искусства воочию. Ни фотография, ни высококачественная репродукция не могли заменить оригинал, тем более не может его заменить светящаяся картинка на экране. Но и то хорошо, что есть.
      Многим кажется, что то, что есть, то, что изображено – это видение художника, но на самом деле, если этот вопрос проанализировать более или менее внимательно, это не так, а расхожее мнение – красивый  и сбивающий с толку миф, который является реальностью лишь для избранных индивидуумов. Если бы все художники видели так, как они изображают, их бы всех следовало помесить в психиатрическую клинику, но к счастью туда попадают согласно диагнозу немногие деятели искусства, кстати, и вовсе не обязательно блещущие творческой гениальностью. То, что действительно выстраивает связь между сознанием и рукой художника – это идеи. Манипулировать идеями – уже само по себе своего рода искусство. Пока занимаешься обыденной рутинной повседневной работой, голова свободна достаточно, чтобы производить подобные манипуляции, и это захватывает. Именно в общении с людьми, считающими себя знатоками, понимаешь, как много ещё требуется объяснять и пояснять людям и этим знатокам, чтобы они научились отличать Искусство от «работы с художественными материалами». Беседовать посредством художественным образов с человеком, воспринимающим объект искусства, подразумевая в нём тонкого ценителя, мыслителя и философа есть достойная задача, а потакать малочувственному простаку и цинику в человеке – нечто совершенно обратное. Творческая деятельность по большому счёту, а в какой-то степени и восприятие творчества, есть инструмент прикосновения к вечности. Поэтому у меня нет намерений делать жвачку для глаз, я стремлюсь к большему и очень надеюсь, что хотя бы немногое мне удастся в этом направлении.
Пресняков М.А. 2006г.

      Каждый человек, если он действительно человек, в душе – творец, просто по природе вещей, согласно появлению на свет. И если он не может по каким-то причинам реализовать эту внутреннюю положительную созидательную сущность, то это приводит  к перерождению души, к искажениям, часто уродливым. Очень важно понять своё предназначение, а в идеале сделать и гораздо больше, но кто может этим похвастаться? Понятия культуры и духовности в обиходном понимании сильно искажены. Именно благодаря этим искажениям происходит противостояние религии и культуры, религии и науки и т. д. Культура по большому счёту – это созидательное формообразующее явление, имеющее начало в духовности и знании. Разрушающие, деструктивные явления – это антикультура. Уровни совершенства в культуре – и есть искусство. Гений может соединить в одном произведении и искусство, и науку и глубокие духовные величины, и молитвенное состояние. Духовность – это то внутреннее, благодаря чему живёт и развивается человеческая душа, поэтому настоящая культура не может быть бездуховной. Большой минус современной цивилизации в том, что под её влиянием человек воспринимает свободу как свободу разрушения в большей степени, нежели как свободу созидания, свободу как возможность делать зло в большей степени, нежели как свободу делать добро (хотя по его внутренней природе всё должно быть с точностью до наоборот). Поэтому необходимо дополнительное жёсткое организующее начало в обществе, которое само по себе для индивидуального развития является сдерживающим началом, препятствием к устремлению в блистающие выси, препятствием к прямому видению реальности, препятствием  в творчестве. Борьба между созидательными и разрушительными началами – внутреннее дело системы цивилизации, а не души человека. Только некая толика мудрости может в таком положении позволить человеку, художнику, творцу находить некую золотую середину, не уходя в фантазии, не входя в сговор с идеологией, не одурманиваясь жизненным прагматизмом, идти по дорожке, которую обозначают кое-где блистающие  подлинные бриллианты.
ПресняковМ.А.2007г.

Категория: Статьи и тесты художника | Добавил: Admin (03.02.2012)
Просмотров: 519 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: