17:03 Художественная линейная перспектива в декоративном изображении и зрительное восприятие |
В 2016 году на базе Рязанского филиала Высшей школы народных искусств опубликована научно-методическая монография "Художественная линейная перспектива, особенности передачи пространства в декоративном изображении и зрительное восприятие". Отзывы и рецензии: Отзыв на учебно-методическое пособие М.А.Преснякова «Художественная линейная перспектива, особенности передачи пространства в декоративном изображении и зрительное восприятие» Грандиозный, конечно, труд, пожалуй, единственный в своем роде! И я бы сказал, что непосильная практически задача - выполнена: дана оценка методов изображения в самых разных аспектах! Здесь и композиционный подход и психологический, исторический и даже философский... Очень серьезный труд! Но... При всей широте охвата сложных вопросов, обширнейшей библиографии и прочих достоинствах, работа, конечно, адресована весьма и весьма узкому кругу лиц. Я бы в первую очередь назвал искусствоведов, а вот для "чистых" художников - это вопрос... Дело в том (и это хорошо заметно по библиографии), что это в основном авторы - "теоретики" (назовем их так) . Они размышляют об идеальных методах изображения, они даже иногда их ищут (как тот же Б. В. Раушенбах), но практической пользы для художников от этого... очень мало. Если исключить из библиографии трех авторов: М. Н. Макарова, В. М. Ратничин и Хория Теодору, то основные, условно говоря "теоретики" по методам изображения в широком смысле... Кстати, в этот большой список, по идее, в числе первых мог бы попасть М. В. Федоров с его знаменитой работой "Рисунок и перспектива". Так или иначе, но он один из немногих подобных авторов, одновременно и неплохой художник. Мне часто казалось, что, например, Б. В. Раушенбах, если бы умел рисовать (или, хотя бы построил несколько сложных перспектив самостоятельно), возможно некоторые свои выводы пересмотрел бы... Конечно, это долгая история, история нескольких столетий, поисков "философского камня" для изображения пространства, споров как же лучше... Я тоже отдал дань этому поиску (разрабатывал в свое время метод: "Построение перспектив с высоким горизонтом методом изображения на вертикальной картине с последующим поворотом плоскости проекций"). Над подобными способами, кроме упомянутого Федорова, работали также Ю. И. Короев и Н. С. Кузнецов (авторы известных учебников по начертательной геометрии). Есть и другие менее известные... Это все были попытки создать не умозрительную, а реальную систему изображения, которая была бы более совершенна, чем обычная традиционная перспектива. Но при всей оригинальности отдельных методов, способы эти были сложны и давали выгоду только для определенных видов изображений. И, несмотря на то, что сегодня сложности построения можно было бы с успехом обходить с помощью компьютера, стройная система "перцептивной" перспективы пока так и не появилась... Дмитрий Черногор Рецензия Галины Варакиной (доктор культурологии,доцент) в электронной версии журнала Клаузура: ссылка. Рецензия на учебно-методическое пособие М.А.Преснякова «Художественная линейная перспектива, особенности передачи пространства в декоративном изображении и зрительное восприятие» Учебно-методическое пособие М.А.Преснякова «Художественная линейная перспектива, особенности передачи пространства в декоративном изображении и зрительное восприятие» в объёме ≈ 22,8 печ. л. вполне завершенное диссертационное исследование, ценность которого заключается в установлении связей законов психологии восприятия с законами художественного формообразования. М.А.Пресняков собрал в объемный компендиум фундаментальные исследования теоретиков и практиков «формальной школы» (А.Гильдебранд, В.А.Фаворский) с теорией «перцептивной пространственности» Б.В.Раушенбаха и психологическими исследованиями в области «художественного восприятия» (прежде всего, Р.Арнхейма), а также ряда других ученых и немногочисленных художников, склонных к научной рефлексии. Пособие М.А.Преснякова одно из редких изданий, заполняющих лакуну практического применения кажущихся узко специальными исследований на всех уровнях непрерывного художественного образования, начиная с ранней селекции, предпрофессиональной, средней профессиональной подготовки и заключающей высшей академической школы. В издании представлены результаты личной авторской педагогической практики, позволяющие судить об итожащих результатах практического применения синтезированного комплекса, объединяющего, еще раз повторимся, открытия в области восприятия и формо-пространство-образования, к сожалению, мало используемые в современной российской художественной образовательной системе. Инновационный характер предпринятого М.А. Пресняковым труда заключается в возможности разумного экспериментального обогащения классически устоявшихся методик, недостаточно реагирующих на развитие современного классического искусства как минимум последнего полувека. Лично не соглашаясь с использованием ряда терминов (декоративный рисунок, плоскостность, декоративность, стилизация), принимая как данность их устоявшееся употребление, считаю, что уточнение дефиниций может стать предметом специальных дискуссий, способствующих дальнейшему, отнюдь не схоластическому уточнению сущностных для художественной педагогики и художественной практики понятий. Для большей пользы использования сложно объединенных, разнородных исследований следует больше сосредоточиться на результирующих выводах, сводящих многочисленные и разнообразные закономерности в методологическую цельность, полезную для дальнейших методических разработок и практического применения. С.А. Гавриляченко Народный художник РФ, профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова и ВГИК им. С.А. Герасимова, секретарь Правления ВТОО «СХР»
|
|
Всего комментариев: 0 | |