На выставке «Мгновения в пространстве и времени» представлено 30 этюдов, сделанных в течение 30 лет. За это время создано с натуры - как во время проведения учебных пленэров и пленэров со студентами, так и вне их, конечно, намного больше. Идея выставки была отчасти и в том, чтобы собрать в одну экспозицию те этюды, которые можно было бы сопоставить друг с другом, не создавая при этом по возможности монотонный ряд. Другая составляющая идеи выставки - показать работы, которые не демонстрировались нигде и никогда по какому бы то ни было случаю. То есть только два пейзажа из общего числа зрителям можно было увидеть ранее. Остальные все своего рода премьеры…
Таким образом, в одном зале оказались этюды, сделанные в разное время и в отдалённых друг от друга местах, в том числе в Бельгии, Голландии, Чехии, Латвии, России, не демонстрируя при этом, что важно отметить, весь диапазон географии путешествий автора за указанный срок. Есть несколько этюдов, посвящённым и местам Рязани. Есть и созданные недавно, есть этюды, написанные за текущий год.
Изображать с натуры пейзаж можно по-разному. Можно лишь впечатляться увиденным и предаваться при работе в большей степени импульсам воображения. Можно быть репортёром-документалистом, обозначающим точно «место действия». Чаще всего каждый художник выбирает что-то среднее между первым и вторым, в той или иной степени привнося в работу своё настроение, свой авторский почерк, свои размышления над увиденным… В этом смысле фотоснимок, даже учитывая художественный взгляд оператора, даже имея ввиду возможности современных цифровых, да и аналоговых технологий преобразования изображения, представляет собой нечто принципиально иное, как в смысле передаче цветового строя, так и в смысле передачи пространственной среды, деталей и прочего, из чего складывается визуальный образ. «Мгновения» фотографии иные, хотя тоже могут рукотворными…
Не только каждая картина, но и каждый небольшой этюд это своего рода «маленькая жизнь», наполненная мыслями, переживаниями, идеями и воспоминаниями, объединяющая особые «пунктиры мгновений». Всё это, включая предшествующий художественный опыт, «спрессовывается» и воплощается в одной, казалось бы, мимолётной работе. «Мгновения времени» фиксируются в штрихах и красочных мазках, в «нефиксируемых» взмахах кисти, которая как дирижёрская палочка без оркестра рисует узор незримых траекторий и знаков. Для кого-то важна прежде всего фактура живописного мазка, кто-то отдаёт предпочтение «лёгкости красок» или их звучности, кому-то важная их материальность и «весомость». Возможно для иного наибольший интерес представляет оригинальность сюжета, а для другого - напротив, узнаваемость отображённого вида и сопутствующих обстоятельств. Можно ли сказать, что важнее всего особый, непохожий ни на что авторский почерк, или напротив - следование устоявшему и понятному многим стилю и школе? А, может быть, важнее всего перечисленного простая искренность, которая может органично писаться в любые рамки или стилевые направления или также свободно и непосредственно выйти за черту любого вкусового предпочтения, отображая мгновения в пространстве и времени?
В любом случае, глядя на созданное пять, десять, тридцать лет назад, можно не только вспомнить использованные технические приёмы, но и хотя бы отчасти пережить те настроения, которые сопутствовали работе, вспомнить отчасти мысли, и ассоциации, сопровождавшие её, хотя скорее всего это всё же не то, что можно назвать «мгновениями в пространстве и времени». Мгновения просачиваются где-то между этими мыслями и ассоциациями… Выбирая мотив я практически всегда стараюсь найти такой, который мог бы был воплощён в более масштабной работе. Но тем не менее очень немногие этюды становятся поводом для картин. И это не от того, что созданные кратковременные живописные работы небольшого масштаба я мог бы считать неудачными. Дело совсем в другом. А именно в том, что те мгновения мыслей, которые, возникают между прямыми впечатлениями навевают более масштабные и более интригующие мой ум идеи. И именно эти идеи я впоследствии и ставлю в первую очередь для воплощения. И возможно многим мотивам как раз и подходит именно размер миниатюрной картины, пусть и прорисованной фотографически, но зато запечатлевшей череду мгновений…
Фёдоровский городок. Северо-восточные башня и ворота. 2013г. к., м. 23,7х35
Рязань.Архангельский собор. 2014г. к., м., 23,4х31,3
Сергиев-Посад.Купальня у источника Саввы Сторожевского. 2013г. к., м. 25х35
Рязань. Студия Шарапова Вид со двора. 2013г. к., м. 24,7х35,4
|