с 14 декабря 2023 года в Центральной городской библиотеке г. Рязани начала работу выставка "Художники-педагоги", на которой представлены в общей сумме сорок шесть работ Л.Д.Пресняковой, А.С.Преснякова, М.А.Преснякова. На фоне выставки 20 декабря прошла встреча памяти Л.Д.Пресняковой и А.С.Пресняковой с презентацией выставки.
В холле библиотеки при входе экспонируется десять масляных этюдов Анатолия Степановича, выполненных в разное время, начиная с вида Владивостока 1960-х гг., созданного во время учёбы в институте, и заканчивая пейзажем весенних полей, написанным с натуры близ дачи, где он проживал последние годы жизни. Даже этих нескольких работ достаточно, чтобы заметить, как с годами смягчилась манера письма художника. Во время учёбы на живописном факультете многие студенты Дальневосточного института искусств тогда экспериментировали, пробуя работать и с более плоскостной живописью, и цветовыми и тональными контрастами, и экспрессивными мазками. Однако и в то время Анатолий пользовался облагороженными красочными замесами, наложенными на уверенный рисунок вне зависимости от того, пейзаж изображался, натюрморт, портрет или сюжетная композиция. К 1990-м года красочный мазок художника стал наиболее деликатным и тонким, что не связано с какой-то робостью в работе цветом или с неуверенностью в рисунке, но скорее это было продиктовано отчасти и неосознанной устремлённостью к гармонии. Период после 2000 года отмечен лишь несколькими более или менее оконченными работами, в которых мазок приобретает несколько импрессионистическую мерцающую фактурность. Наиболее плодотворен оказался для Анатолий Степановича период двухмесячной стажировки 1990 года, половина которой проходила в Санкт-Петербурге, а половина – близ Поленово в Калужской области: каждый день приносил одну или более новых работ, среди которых были и этюды маслом, и рисунки графитным карандашом. Работы Анатолия времени учёбы в Рязанском художественном училище, к сожалению, практически все попали под бульдозер во дворе на ул. Краснорядской при сносе старых сараев, где они хранились – ни сёстры, ни родители, ни сам автор не озаботились их судьбой в то своё время.
В коридоре разместилось двадцать три работы Людмилы Дмитриевны Пресняковой: это и акварели, и работы маслом, и некоторые подготовительные этюды к планировавшимся картинам. Наиболее ранняя из представленных – эскиз картины также времени учёбы на факультете Живописи в Дальневосточном институте искусств и панорама Владивостока тоже отмечены более экспрессивной манерой. Преподаватель института тогда посоветовал Людмиле ходить с Анатолием на этюды и смотреть, как тот пишет и рисует, чтобы повысить свой уровень и понять на практике, что требуется от студента. Она сразу воспользовалась советом. В результате многие работы того периода чрезвычайно сложно атрибутировать – кто какую создал (Анатолий или Людимила). Ведь только некоторые отдельные холсты оказались подписанными во время учёбы, даже поздние подписи самих авторов были зачастую предположительными, а часть работ обнаружилась лишь недавно. В более поздний период красочный мазок Людмилы Дмитриевны также облагораживается, однако во многих работах всё же возникает случайная живописная фактура и некоторая взволнованность письма. В отличие от мужа Людмила сравнительно много трудилась и в акварели, которую нередко дорабатывали с применением белил или пастели, рисовала и только пастелью, и мягким материалом. В последние годы жизни в живописи она переходит скорее к рисуночной манере в живописи. Наиболее продуктивный период Пресняковой – творческая командировка на творческую дачу близ Байкала, точный год которой можно установить лишь по косвенным обстоятельствам – разные работы этой единственной поездки подписаны и разными годами от 1989 до 1992-го. До учёбы в институте во Владивостоке успела поработать на полиграфкомбинате, куда приехала по распределению после окончания техникума в Калинине. Очень любила писать букеты, считая, что живости в изображении цветов добиться чрезвычайно сложно.
На самой дальней стене коридора демонстрируются две последние картины авторства Людмилы Дмитриевны и Анатолия Степановича: букет бело-зелёных роз и бегущие кони. В том и в другом случае холсты прописаны, однако по сравнению с предыдущими работами они смотрятся несколько неоконченными. Правда сама Людмила Дмитриевна начала этот холст ещё до инсульта, а в 2021 году говорила, что всё «работа завершена». Анатолий Степанович начал работу над композицией с табуном коней ещё в ходе подготовке к своей персональной выставке в Рязанском художеств5нном музее, то тогда завершить не успел и работал над холстом ещё в 2022 году и возможно – в начале 2023-го.
В общем плане экспозиции в Есенинском зале на мольбертах представлено два портрета Людмилы Дмитриевны: один кисти Анатолия Преснякова, а другой – Максимильяна Преснякова. На первой стене – портреты разных лет трёх авторов выставки, изображающие Людмилу и Анатолия, среди которых и автопортрет Людмилы витебского периода. Последняя стена – пять неоконченных работ Людмилы Пресняковой, а в числе их два холста из начатой серии, посвящённой истории библиотек, в которой планировалось от пяти до десяти сюжетов, включая древнерусскую библиотеку. Эскизы этих сюжетов, создававшиеся в своё время, пока не найдены.
«Хотя первые мои в жизни заработки связаны с осенними сельхозработами во время учёбы в общеобразовательной школе и в Рязанском художественном училище, мой официальный трудовой стаж начался в Городской библиотеке г. Рязани в качестве художника. Когда матушка выиграла конкурс на создание большой росписи в холле библиотеки с темой С. Есенина, а его итоги подводились в Москве, и отец, и я помогали ей в работе в качестве художников-исполнителей. Сама она работала под гонорар, а меня она официально оформила на полставки в библиотеку. На месте бывшей росписи в настоящее время в холле на фронтальной стене фактура из декоративной штукатурки, имитирующей кирпичную кладку. Роспись была размером от пола до потолка и от края до края стены.» Пресняков М. А.
Следует отметить, что более четверти работ показываются впервые. Да и многие другие лишь раз демонстрировались на той или иной выставке.
фото фрагмента экспозиции - 1
фото фрагмента экспозиции - 2
фото фрагмента экспозиции - 3
фото фрагмента экспозиции - 4
фото фрагмента экспозиции - 5
роспись Л.Д.Пресняковой, посвящённая С.Есенину (художники-исполнители А.С.Пресняков, М.А.Пресняков)
|