Главная » Статьи » Статьи о художнике |
Майя Мартолина. Статья к персональной выставке иллюстрации Преснякова Максимильяна
«…Я делаю свои работы для тех, кто может ратерьвскрыть им навстречу свою фантазию…» В областной детской библиотеке на улице Почтовой открылась персональная выставка Максимильяна Преснякова, художника, известного не только в Рязани, в России, но и за Рубежом. Экспозиция на этот раз составлена избранными работами из разных иллюстративных серий. Художник много лет трудился над оформлением книг. Но впервые его персональная выставка посвящена исключительно книжной иллюстрации. Последние месяцы у него особенно насыщенны экспозиционными проектами. С начала 2010 года художник является участником уже двенадцати выставок. Весной нынешнего года стены галереи Волшебная Радуга в Центральной Детской библиотеке города Рязани в течение двух месяцев украшали акварели Преснякова Максимильяна, в основном пейзажного характера. Обращала на себя внимание небольшая работа, выполненная в пастельных зеленовато-охристых тонах «Комнаты Ермоловой». Среди музеев-квартир известных личностей именно этот мемориальный музей отличается обилием сохранившихся подлинных предметов быта, окружавших в своё время знаменитость. Мария Ермолова первая из актёрского цеха была по инициативе В.И.Ленина удостоена звания народного артиста РСФСР. Удивительно, но ради этой выдающейся актрисы сам Станиславский организовал театр… Той же весной, но чуть позднее, состоялась выставка иллюстраций восьми рязанских графиков в доме М.Е.Салтыкова-Щедрина с участием работ Преснякова Максимильяна, к организации которой сам художник вместе с администрацией библиотеки им. М.Горького имел самое прямое отношение. Радовали глаз такие его работы как: «Купала и Кострома» (из иллюстраций к «Звёздной книге Коляды»), из серии линогравюр - «Герой России Алексей Тучин в Сапожке» (книга «Дань Отечеству»), из рисунков тушью - «Праздник» (к авторскому сказу «Четыре поворота колеса Солнца»)… Максимильян Пресняков - член Союза Художников России, окончил Рязанское художественно училище (живописно-педагогическое отделение), МГХА институт им. В.И.Сурикова (мастерская Искусства Книги), оформил более 20 книг, изданных в Москве и Рязани, среди которых два переиздания романа Алексея Хлуденёва «Олег Рязанский» , «Сказ о Дмитровой горе» Виктора Баженова, «Скзания Ростова Великого, записанные Александром Артыновым» под редакцией академика Бегунова и многих другие. Внёс посильную лепту художник и в оформление православных изданий. Максимильян Пресняков как натура творческая и многогранная реализует свои идеи и в других видах искусства, увлекаясь музыкальным и литературным творчеством. К примеру, художник принимал самое активное участие в работе музыкальной творческой лаборатории «Полёт Арьястэйя» в 2000-2004гг… «Если вам нужно прекрасное - оно вокруг…» - эти слова автора как нельзя лучше, думается, отражают характер его творчества. И всё-таки, формулируя идею своего кредо, отвечая на вопросы, он подбирает другие слова. - «Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Разделяете ли вы данную току зрения? - Со многими высказываниями этого писателя можно согласиться. Мои профессиональные занятия и есть для меня важнейшее средство общения. Искусство использует для этого по всей видимости множество разных языков. - В чём секрет вашего беспредельного творческого вдохновения? - Ну, это, наверное, слишком громко сказано: «беспредельного». Я просто стараюсь быть чутким ко всему: к людям вокруг, к происходящему, к движениям в собственной душе. Меня необыкновенно вдохновляет постижение самой Тайны Бытия и удивление ею, образ Живого Света, который скрывается за нею. - Максимильян, как вы на сегодняшний день оцениваете свою творческую деятельность? - Жизнь такова, что в своей деятельности и хотелось бы воплощать больше творчества, но к сожалению, внешние обстоятельства далеко не всегда этому благоприятствуют. Конечно, набираясь понемногу опыта, начинаю чувствовать себя с чём-то гораздо увереннее. Но я стараюсь не ставить себе оценки, а находить свои ошибки и работать над ними. Мне кажется, что я вижу, к чему следует стремиться, вижу и цель, и пути её достижения. Видимо, это - главное. - Каково ваше воззрение на живопись, на её место и роль в современном Бытии? - Это очень масштабный вопрос, на тему которого можно написать целую книгу. Если сказать кратко, то цвет, который обычно имеют ввиду, размышляя о живописи, является одним из самых явных символических выразителей душевной динамики, а живой цвет вне зависимости от его яркости, насыщенности, фактуры красочного мазка является выражением «дыхания» живой человеческой души, образом «трепета жизни»… - Какого стиля в живописи вы придерживаетесь? - Изначально я не ставлю для себя задачи придерживаться тех или иных рамок. Думаю, что многие творческие идеи трудно ограничить «шаблонами стилей», но можно сказать, что реалистическое и символическое направления одновременно присутствуют в моих работах. Возможно, мне когда-нибудь удастся сформулировать в немногих словах более или менее кратко и ясно то, что можно именовать «моим авторским стилем», а возможно это лучше получится у другого человека. Но в настоящее пока это сделать непросто. - А какова ваша оценка современного и будущего «живописного пространства»? - Смотря что иметь ввиду под «пространством». Если иметь ввиду стилевой диапазон изобразительного искусства, то очевидная реальность: художественные воззрения и художественные системы, используемые авторами в настоящее время очень разноплановы, многие авторы в который раз пытаются «изобретать велосипед». Как для них, так и для зрителей доступно очень многое из культурного наследия, и из того, то делается ныне. Это - примета времени. И этим следует с умом пользоваться. Хотелось бы, чтобы в и будущем, и в настоящем жизнью и творчеством художников, да и не только художников руководило прежде всего гармоническое творческое начало. Без этой необходимой тенденции, без «экоподхода» в искусстве, его будущее можно назвать печальным. - Максимильян, кто является вашим Учителем в традиционном классическом искусстве и по жизни? - Мои родителями, которые являются профессиональными художниками, конечно, оказали на меня большое влияние, поскольку с малых лет я рос в особой атмосфере среди альбомов по искусству, посещал выставки и музеи, видел, как работают живописцы, видел как всё просто, и как непросто в то же время. И со временем я понял, что творчество одних художников меня учит, вторых - вдохновляет, творчество третьих - созвучно мне. Искренность в искусстве - наверное, это открытость к любым художественным достижениям, которые могут пониматься и раскрываться по-новому и по-особому на разных этапах жизненного пути. Творчество многих художников, писателей, композиторов сильно воздействовало на меня, а в институте у нас преподавали замечательные художники, каждый из которых дал неоценимые уроки профессионализма, но назвать кого-то в патетическом смысле Учителем, думаю, нельзя, может быть, потому, что отношения к кому-либо как к кумиру у меня никогда не было. - В чём по-вашему заключается глубинный смысл творчества художника? - Искусство по большому счёту есть средство познания и одновременно одухотворения реальности. Есть те сферы деятельности человека, в которых всё внимание уделяется чему-то одному, а другое не замечается или считается второстепенным. Искусство - одна из тех сфер, которая позволяет естественным образом объединить насильственно разрозненные части и аспекты человеческого сознания. В целительной силе - один из глубинных смыслов искусства и творчества, в гармоническом воссоединении Временного и Вечного в человеке. И каждый художник лишь в меру своих сил может это воплощать в своей деятельности. - Вас ведёт по жизни одиночество? - Отчасти да. Причём вне зависимости от того, сколько людей вокруг меня находится. Одиночество, наверное, - свойство живой души, «заброшенной» в этот мир. - Занимаетесь ли вы благотворительной деятельностью? - Любой педагог, добросовестно работающий в нашем государстве в некоммерческой сфере образования хотя бы отчасти является благотворителем. А разве не иначе можно назвать человека, художника работающего без выходных, отпуска, без так называемого «свободного времени» и при том искренне, с самоотдачей, творчески и с готовностью старающегося поделиться своими находками? Может быть, наименование «благотворитель» по отношению к человеку, который всего себя отдаёт общему делу, и не совсем уместно, будто бы он что-то сначала отделил «для себя», а затем «благотворительно» отдал часть из этого, как это часто делается в коммерческой сфере. В моей жизни время от времени проходят эпизоды, когда значительная часть средств от продаж моих работ идёт на благотворительные цели. Мне приходится сочетать и педагогическую, и художественную деятельность, и относительно неё скажу, что пусть лучше судят со стороны. Хотя, если рассуждать обобщённо, в нашем обществе самые хорошие дела как правило остаются незамеченными... - Традиционный вопрос: «Ваши планы на будущее?» - Планов много: есть задумки продолжить ранее начатые серии работ, создать новые, восстанавливать по мере возможности кое-что из утраченного. Одни идеи со временем теряют постепенно свою важность, другие приобретают вес. Что-то вдруг складывается почти спонтанно. Я бы объехал, к примеру, с этюдником все красивые места нашей страны, от крайнего Севера до знойного Юга, от Запада до Востока, да и не только нашей, но подобные планы реализуются чрезвычайно медленно, поскольку в настоящее время требуют чрезмерно больших затрат. Поэтому в первую очередь реализуются те планы, которые более осуществимы. - Верите ли вы в возрождение традиционной русской культуры? - Развитие цивилизации складывается так, что всё постоянно видоизменяется и трансформируется. И сохранение культурной самобытности - это не самоцель, а важнейший способ самосохранения для любого народа. Если что-то централизованно или насильственно «возрождается» или насаждается, через какое-то время следует естественно складывающееся движение «в обратную сторону». Но, несмотря ни на что, остаётся всегда что-то глубинное, почти непостижимое, старающееся очень мощно вернуть всё к более или менее гармоническому равновесию, некая истинно духовная основа, независящая от политики и моды, в том числе и «моды на идеи». И если иметь ввиду именно «возрождение традиционной русской культуры», то следует понимать это всё-таки как некое новое явление, базирующееся на своих корнях, вырастающее из этих корней, а не создаваемое по приказу от какîго бы то ни было начальства и в то же время пронизываемое «ветрами» со стороны. Ну, а если эмоционально, то надеюсь и верю. - В жизни и творчестве вы руководствуетесь чувством разумного или интуитивного? - Я много размышлял на эту тему. И пришёл к ясному для себя выводу, что полноценное творчество невозможно без органического сплава интуиции и осмысления. Любой перекос в это может привести к душевным проблемам и даже к болезни, что можно и наблюдать на примерах известных биографий. Не так-то просто, как кажется на первый взгляд, постигнуть мир Максимильяна Преснякова. Художник много размышляет на тему искусства и записывает свои мысли, складывающиеся в обширные статьи время от время публикуемые. В резюме к одной из своих выставок он повествует: «…Мои слова могут понять и коллекционеры впечатлений, и философы-поэты, и мечтатели. Я делаю свои работы для тех, кто может раскрыть им навстречу свою фантазию, кто может переживать красоту образа через утончённую игру стиля и оттенков цвета, через недосказанность…» Майя Мартолина 2010г. Материалы интервью использованы в статье «Творческие чудеса Максимильяна Преснякова», опубликованной в рязанском выпуске Новой газеты №39З (1814) 06.10 - 12.10.2011г. стр.20.
| |
Просмотров: 1119 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |