Главная » Статьи » Статьи о художнике

Н.Бертяева. (искусствовед) О выставке Максимильяна Преснякова (2009г. Галерея Палитра, Рязань)
О выставке
Максимильяна Преснякова
(2009г. Галерея Палитра, Рязань)



На очередной персональной выставке Максимильяна Преснякова представлено более 30 работ, большинство из которых выполнено в традиционной для художника технике акварели. Каждая из них – не просто фиксация определенного мотива и изображение состояния природы, а одухотворенный образ, несущий собственную эмоциональную нагрузку, которая непременно передается и зрителю. В этом можно убедиться, рассматривая включенные в экспозицию работы.
В акварельных этюдах Пресняков стремится сочетать точность рисунка с богатством цветового решения. Он пишет прозрачными лессировками, в каждом случае подчиняя нюансы цвета общему колориту. В этюде «Агидель. Вид с острова крыс» (2006)  художника увлекает задача передать мрачное, но с просветами, вечернее небо в сопоставлении с плотной массой деревьев и травы. Интерьерный этюд «Веранда в Машкаутсах» (1997) буквально пронизан светом, струящимся из окон сквозь синеватые занавески. Точность перспективного построения дополнена в данном случае сложной цветовой гаммой голубых тонов.
В своих произведениях художник подчиняет идею различным средствам выражения. Акцентом может быть выбрано цветовое решение, ритм, рисунок или композиция, которые в зависимости от поставленной задачи помогают создать нужный эффект, подчиняя себе все другие. Например, в этюдах «Гроты монастыря Качи-Кальон» (2001), «Тепе Кермен», (2001), «Утесы княжества Феодоро» (2008) этой цели служат композиция и ритм: передний план занимает монументально решенный мотив – гора, грот, утес, – становясь величественным объектом поклонения. Этюд «Дивная бухта» построен на колористических нюансах и интересен попыткой добиться эффекта тумана с помощью полупрозрачных лессировок. Кажется, что он написан с использованием белил, однако уже при более близком рассмотрении открывается дивное богатство оттенков прозрачной акварельной живописи. Этюд «Крыши» (1997) привлекает свежестью красок, удачно найденной композицией. «Лёвен Dude Markt» (2006), «Брестская крепость» (2005) ярко демонстрируют колористическое начало в работах художника. В этюдах же «Макаронная фабрика в Пензе», 2002, «В Новгороде», (2001) доминирует графичность – художником создается более точное изображение, проявляется его любовь к проработке деталей.
Художника всегда увлекала задача точной передачи состояния природы в разное время суток. Для этого он использует богатые возможности цвета и света, применяет контрасты теплого и холодного цветов, особенно в отношении контраста теней и освещенных фрагментов. Кажется, что его работы пронизаны цветными лучами, и каждая имеет свой объединяющий оттенок: «Вечер в Старочернеево» (2000), «Нероново» (2001) и другие.
В рамках краткой статьи невозможно охватить творчество Преснякова Максимильяна, но если рассматривать творчество художника чуть более широко, чем рамки выставочной экспозиции, то можно отметить, что среди его этюдов особенно много городских видов («Рязань. Улица Астраханская» (1996), «Переславль-Залесский» (1993), «Амстердам. Государственный музей» (1997), «Прага. Карлов мост» (2004), «Старая Рига» (1992), «У Яузских Ворот» (1994), «Фонтан у морвокзала. Сочи» (2000), «Успенский монастырь. Крым» (2001).
Многие работы автора наделены философским смыслом, или глубоким религиозным содержанием («Целительные символы. Лист 2. (1998), «Всадник» (1995), «Небесные храмы в глубинах земли» (1999), «Ангел, льющий воду» (1993), «Мосхофор» (1992) и другие). Некоторые работы несут назидательный оттенок («Конец времени» (2000-2005), «Прометей» (2000), «Два берега» (2000).
Особая тема в творчестве художника – старые дома. Примером может служить этюд «Касимов. Дом трех столетий» (2003). Изображая деревянные постройки, он стремится увековечить наследие прошлого, часто подчеркивая их самобытную красоту на фоне современных типовых зданий. Зрителю предлагается определенный ассоциативный ряд, который вызывает различные эмоции – грусть, ностальгию, но вместе с тем и гордость за русскую культуру, плодом которой является деревянная архитектура, в том числе и жилые дома.
«Смерть дома» (2003), «Противостояние» (2009) - этюды старинных рязанских домов, которые не так давно уходили в перспективу центральных улиц. Деревянный дом на этюде «Противостояние» озаряет теплый солнечный свет, контрастно выделяя резные наличники и крыльцо. Не сразу замечаешь, что дом постепенно окружается новостройками - на фоне старой деревянной постройки они их монотонный ритм окон и балконов кажется скучным и однообразным. Так, автор подводит зрителя к мысли о борьбе и сосуществовании старого и нового, что раскрывается и в названии этюда. Тем же настроением пронизан этюд «Дом, которого нет» (2004-2008)  автор увековечил ветхий деревянный дом, который буквально вытесняется линией стройных каменных построек.
Среди работ маслом очень интересен по цвету этюд «Вечер на затоне» (2009). Как всегда, у Преснякова детали подчеркиваются цветом и тонально, и вместе с тем они остаются строго в рамках выбранной гаммы. Сочетая теплые и холодные тона, художник тонко разграничивает передний и задний планы, уводя в даль силуэты гор и пряча их за живописно раскинувшимися деревьями. Несколько фигурок вносят в эту атмосферу спокойствия и умиротворения легкое ощущение движения, и в то же время остаются лишь частью этого безмятежного  вечернего пейзажа.
В этюде «Воспоминание о Дмитрове» (1995-2007) собор, как тень, предстает в вечерней дымке. Рядом с освещенной вечерним солнцем архитектурой он кажется фантазийным, словно возникшим на минуту в памяти художника. Этюд написан мелкими контрастными мазками, которые складываются в сложный колорит теплых и холодных оттенков.
Наравне с натурными этюдами и иллюстрациями, в творчестве Максимильяна постоянно присутствует тема фантазии, волшебного сна. Рассматривая работы этой условной «серии»,   такие, например, как «Сон» (1995), «Сезон волшебных снов» (1998), «Таинственный ангел» (1997), «Сад живого времени» (2000), «Долина водопадов» (2001), «Рождение нового неба» (2008)   углубляешься в собственный мир размышлений и мечтаний.
В последнее время художник часто обращается к исторической тематике, находя в каждом случае собственный вариант интерпретации сюжета. Работа «Евпатий Коловрат» насыщена динамикой и изображает кульминационный момент сражения, возвеличивая подвиг легендарного героя. «Призыв Ляпунова» (2009) привлекает своим сложным колористическим решением, поначалу кажущимся декоративным.
Творчество Преснякова имеет прочную традиционную основу, но вместе с тем оно современно и актуально. Любое его произведение отличается законченностью и повествовательностью – не случайно художник успешно работает в области книжной иллюстрации. Этот оттенок своеобразного рассказа, поэмы или короткого эссе несут и все его станковые произведения. В работах художника точная передача деталей мастерски сочетается с эффектом быстрого этюда.
Пресняков не стремится к подчеркнутому декоративизму, нарочитому выявлению задуманной идеи. Каждая работа заставляет на минуту задуматься, оценить не только колористические достоинства, но и осознать всю полноту ее содержания. При первом взгляде у зрителя рождается свой ассоциативный набор, который через минуту, после чтения названия, обогащается новыми, часто неожиданными образами.

Бертяева Наталья.
Аспирант МГХПУ им.С.Г.Строганова,
Научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина
2009г.

Категория: Статьи о художнике | Добавил: Admin (03.02.2012)
Просмотров: 1376 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: