Что
можно увидеть на выставках изобразительного
искусства в Рязани, то есть прежде всего
на выставках живописи и графики в
течение последних примерно двадцати
лет? Период интересен прежде всего
потому, что это было время выхода
искусства из-под идеологического
диктата. Если вспомнить работы,
представленные на выставках после
2000г.,
то это в основном лирические пейзажи
с некоторым небольшим количеством
созерцательных натюрмортов и с
вкраплением портретов. Абстрактные и
декоративные работы сравнительно
редки, их показывают авторы, целенаправленно
работающие в подобных стилистических
направлениях. Представленные работы
на выставках рязанского отделения
Союза Художников в конце 1980-х
стали более напряжёнными тематически.
Очень необычны были молодёжные выставки
конца 1980-х
и начала 1990-х
гг., на которых диапазон тем и жанров
был необыкновенно широк. На этих
выставках было почти невозможно
предугадать, что располагается в
следующем зале. Прошло какое-то количество
лет, и диапазон жанров и идей на молодёжных
выставках значительно сократилось.
То, что может в какой-то степени
именоваться экспериментом есть в
последние годы, (то есть примерно с
2000г.
по год 2012-й)
есть выраженные в той или иной форме
повторы и вариации на темы показанного
годами ранее. К началу 2000-х
творческий максимализм как будто бы
поутих, словно бы пассионарный импульс
был почти исчерпан. Акценты стали
делаться прежде всего на техничность
и на мастерство исполнения. Некоторые
авторы работают в декоративной или
условной манере, приближенной в той
или иной степени к художественным
приёмам декоративно-прикладного
искусства или дизайна, когда трудно
или почти невозможно определить жанр,
когда настроение работы определяется
манерой исполнения. Отдельные авторы
работаю в абстрактной манере. Но
стилистические ходы большинства
художников уже сформировались, они
известны, ожидаемы. Приёмы и стилистические
ходы декоративно-прикладного искусства
постепенно мигрируют в область искусства
станкового, но этот процесс начался
ещё лет пятьдесят назад, поэтому
некоторые художественные решения,
которые разрабатываются в настоящее
время, можно предугадать. Собственною
жанровая и сюжетная картина -
редкость. Не меньшая редкость и
работы-иллюстрации. Интересны всегда
персональные выставки авторов, работающих
в своих стилях, в своих направлениях.
Круг этих авторов сложился…
В 1999
году в рязанском выставочном зале
рязанского отделения Союза художников
России прошла выставка «Фауна»,
и это было событие, заслуживающее
внимания, поскольку на неё были собраны
работы с анималистическими сюжетами.
В последнее время появляются коллективные
выставки и с религиозной направленностью
(1999г.
-
выставка «Жёны
мироносицы» г.Рязань;
2000г.
-
художественная выставка «Русь
православная» ко
дням славянской письменности в г.Рязани.
Несмотря на вкрапление других жанров
свои выставки в основном посвящает
евангельской тематике Андрей Миронов).
Только на тему космоса выставляет свои
работы и делает на ту же тему персональные
выставки рязанский художник Анатолий
Степанов. В 2007г.
В выставочном зале рязанского отделения
Союза Художников России прошла
Художественная выставка "Цветы и
женщины"а в 2008
году там же
прошла выставка «Ню»…
Участвовать в
тематически или стилистически заданных
выставках более чем просто интересно…
Конечно, на выставках-ретроспективах
и прежде всего на персональных выставках
подобного рода экспозиция становится
более разнообразной, условное деление
на периоды в творчестве того или иного
автора всегда вызывает те или иные
размышления и ассоциации…
Размышляя
над темой очередной своей персональной
выставки, я думаю о теме, о стилистической
и жанровой направленности с самого
начала. На мой взгляд смысл экспозиции
не в том чтобы просто удивить,
заинтересовать или заинтриговать
зрителя, не в том, чтобы «просветить»
его, хотя и это тоже неплохо бы
сделать. Сам тематический ракурс взгляда
может иметь интересные акценты. Делая
акцент на некоей очевидной теме, художник
может «заставить»
поразмышлять зрителя совсем об
ином, о чём-то более сущностном, чем
видимое непосредственно на представленных
работах… Поэтому я задумывал и осуществил
ряд выставочных проектов с изначально
необычным для Рязани тематическим
звучанием:
2001г.
Персональная выставка «Живые
натюрморты» -
тема «иронического натюрморта»
(галерея-клуб при рязанской областной
юношеской библиотеке);
2001г.
Персональная выставка «Традиция,
сказание, образ» -
по мотивам древнеславянских легенд
(пресс-центр
областного управления культуры
г.Рязань);
2002г.
Персональная выставка-проект «Перекрёсток
миров» -
синтетический проект (синтез искусств),
сочетавший в едином смысловом поле
фантастические
картины на космическую тематику,
графику, акустическое пространство из
двух параллельно звучащих авторских
музыкальных композиций и авторские
фантастические рассказы и повести
(галерея-клуб при рязанской областной
юношеской библиотеке, а также несколько
другая экспозиция и несколько иные
звуковые дорожки, но уже три одновременно
звучащих звуковых ряда в Галерее Лицей
г.Рязань в 2003г.
«Перекрёсток миров и стихий»);
2003г.
Персональная выставка юмористического
рисунка «Кривое
зеркало» -
«несерьёзная»
графика и
«несерьёзные»
стихи -
юмористические рисунки пером и тушью
(галерея-клуб при
рязанской областной юношеской
библиотеке);
2005г.
Персональная выставка «Знамение»
Выставка, целиком посвящённая
библейским образам (галерея-клуб при
рязанской областной юношеской
библиотеке);
2010г.
Персональная выставка иллюстрации
«История и легенды»
в
Областной Детской библиотеке г.Рязань;
2010г.
Персональная выставка «Мифологемы»
-
мифотворческие образы и натурная
живопись микрообъектов.
2011г.
Персональная выставка, посвящённая
теме истории рязанского края «В былые
времена»
Ряжский
Краеведческий музей г.Ряжск Рязанская
область (иллюстрации книг по истории
и исторические сюжетные картины и
графические листы), а также в том же
году персональная выставка графики и
живописи «Из истории Рязанского края»
областной
юношеской библиотеке в городе Рязани.
2012г.
Персональная выставка «Рисунок пером»
Областная
детская библиотека г.Рязань (выставка,
целиком посвящённая рисунку тушью и
пером по белой бумаге, составленная из
некоторых иллюстраций и станковых
работ).
Помимо
особых по теме персональных
выставок, а также помимо участия в
тематически особых выставочных проектах,
мною были инициированы или организованы
коллективные выставки с необычной для
Рязани тематической направленностью:
1999г.
Художественная выставка «(Виртуальная
реальность) Сновидения»
галерея-клуб
при областной юношеской библиотеке
г.Рязань (здесь мне пришлось выступить
в качестве инициатора идеи, а также
выступить в роле комментатора темы
взаимосвязи изобразительного искусства
и образом сновидений вне сферы
психоанализа);
2000г.
Коллективная выставка «Сказка
и миф. Изначальная Русь» ко
дню славянской письменности Галерея-клуб
Областная Юношеская библиотека, г.Рязань
(здесь мне также пришлось выступить в
качестве инициатора идеи, а также
выступить в роле комментатора);
2000г.
Коллективная художественная выставка
«Сетчатый
образ» Галерея-клуб
областная Юношеская библиотека, г.Рязань
(в данном случае здесь мне также пришлось
выступить в качестве инициатора идеи,
а также выступить в роле комментатора.
Знакомство с материалами по психологии
зрительного восприятия навели на мысль
создать экспозицию, которая в результате
оказалась первой в городе выставкой,
посвящённой теме орнаментализма в
станковом изобразительном искусстве);
2003г.
Коллективная художественная выставка
«Музыка
орнамента» Галерея-клуб
Областная юношеская библиотека г.Рязань
(здесь мне также пришлось выступить в
качестве инициатора идеи второй
выставки, уже изначально и целенаправленно
посвящённой идеи орнаментализма в
станковом изобразительном искусстве,
а также выступить в роле комментатора);
2008г.-2009г.
Коллективная выставка «Предчувствие
сказки» в
галерее «Волшебная
радуга» при ЦДБ
г.Рязань (здесь
мне также пришлось выступить в качестве
инициатора идеи и организатора);
2010г.
Первая коллективная специализированная
выставка рязанских художников-иллюстраторов
книги. Дом Салтыкова-Щедрина г.Рязань
(в данном случае мне также пришлось
выступить в качестве инициатора идеи
и организатора, а также сделать почти
всю техническую работу);
2010г.
Международная коллективная выставка
«Орнаментализм-2010»
галерея
Палитра г.Рязань (в данном случае на
меня была возложена роль организации
места проведения выставки, привлечение
в качестве участника автора из Белоруссии
(Игорь Сидоров), инициирование коллективной
работы над буклетом и написание большой
статьи-комментария к этому буклету);
2011г.
Международная коллективная выставка
«Космос», посвящённая
50-летнему
юбилею первого полёта Ю.Гагарина, Музей
Истории Молодёжного Движения, г.Рязань
(в данном случае на меня была возложена
роль организации места проведения
выставки, привлечение в качестве
участников из Москвы (Михаил Рошняк,
Анна Масейкина), автора из Белоруссии
(Игорь Сидоров), а также сделать
значительную часть технической работы).
О
персональных и коллективных выставках,
посвящённых теме славянской и
древнерусской мифологии, а также об
особых тематических выставках,
проходивших вне Рязани, в которых я
участвовал в качестве одного из многих
авторов, следует говорить отдельно.