Главная » Статьи » Статьи и тесты художника |
Конечно, для таких монументальных изысканий у меня времени уже не оставалось, я внимательным образом изучил репринтные издания древнерусских книг, имевших художественное оформление, сделал для себя обзорный экскурс по стилям оформления книг и рукописей средневековой Европы, Великобритании и, прежде всего Ирландии, ещё раз просмотрел образы с белокаменной резьбы древнерусских церквей Владимира и Юрьева Польского и принялся за работу. Так появились первые иллюстрации славянских мифов и первые иллюстрации «Велесовой книги» Поначалу я собирался сделать серии иллюстраций и к «Велесовой книге», и к славянским мифам, но материал по общему объёму оказался «неподъёмным», для такой работы потребовалось бы времени не планируемый для работы год, а как минимум два, и я ограничился тем, что стал большее внимание уделять именно мифам. Весной 1995г. у меня была готова серия преддипломных иллюстраций, к осени я сделал некоторое количество работ уже самой дипломной серии, а весной 1996г. я защитил дипломную работу: «Серия иллюстраций и оформление книги «Песни птицы Гамаюн». Рецензентом моей дипломной работы был Н.Н.Третьяков, читавший нам в институте лекции по истории русского искусства. В целом он положительно оценил мою работу, отметив то, что помимо исторического материала я использовал материалы и палеозоологии, к которому я обратился целенаправленно, чтобы яснее для себя уяснить животный мир Древней Руси, и это того стоило: туры, раннесредневековые породы коней и прочие животные - это особая тема, заслуживающая пристального внимания, но сравнительно мало освещаемая и ещё менее обращающая на себя внимание художников, занятых историческими сюжетами. Мною было выполнено несколько десятков иллюстраций, многие из которых в нескольких вариантах, буквицы, форзацы, обложка, титульный лист и прочее. Приглашённый мною на защиту диплома А.Барашков просмотрел мой иллюстративный материал и пришёл к выводу, что нам следовало бы сотрудничать. Я напомнил ему моё первое посещение редакции, но меня он не вспомнил, сославшись на то, что разных посетителей было там много. В каждой иллюстрации я использовал несколько символических «слоёв»: во-первых, это реалистически выполненная сюжетная акварель, во-вторых, это рамка с использованием надписей древнеславянскими рунами, которые так или иначе указывали на содержание изображения внутри рамки, в-третьих, в нижней части рамки был изображён орнаментальный фриз, в котором, согласно старому и новому символическому календарю было фиксировано время праздника, который отмечал изображённое мифологическое событие (использовались древнеславянский календарь А.Барашкова и календарные изыскания Дугина), в-четвёртых, в нижнем регистре изображался сам праздник древних славян в соответствии с календарным числом, обозначенным символически на фризе и в соотнесении с материалом книги «Народный календарь». Руководитель диплома В.П.Панов посоветовал мне исключить нижний регистр, поскольку он сильно перегружал станицу, и в итоге внизу я использовал символы-образы по археологическим мотивам. Позднее мои разработки по древнеславянским праздникам и календарным дням составили отдельную самостоятельную графическую серию «Славянский календарь», который ориентировался на издание этого календаря, осуществлённое А.Барашковым. Примечательно, что темой Древней Руси и древнеславянских легенд и мифов я стал заниматься, когда ещё не знал о творчестве такого художника как Борис Ольшанский, который обучался в той же мастерской и защитил диплом буквально перед тем, как я в ней оказался. Так что тему древних славян мы открыли с ним для себя независимо друг от друга, и в дальнейшем пошли каждый своим путём. Я уже серьёзно и целенаправленно занялся этой темой в 1995г. А когда он - не знаю. Мне в настоящее время интересно его творчество, но его картины из другой линии славянистики, и о каком-либо влиянии здесь не может быть и речи. Кто из нас первый начал открывать для себя эту тему - тут ещё большой вопрос. А вот с картинами такого художника как Сергей Поляков (выпускник мастерской Ильи Глазунова) я был знаком по каталогу, который случайно попал в мои руки. Он занялся темой древних славян и мифов раньше меня и Бориса Ольшанского. Хотя, в поэтических образах Сергея Полякова, я не смог найти для себя подходящего для осмысления материала, но его масштабное эпическое полотно 1989г., изображающее древнеславянский ритуал вдохновило меня. Этот художник также идёт своим путём в искусстве и в теме древнеславянских образов до сего времени. О картинах такого художника как Андрей Клименко, который учился в одной мастерской с Сергеем Поляковым, я узнал лишь в начале 2000-х. У этого художника также свой особый путь в славянистике. Стилистика Бориса Ольшанского, его художественный взгляд вырастает из художественного подхода Бориса Дехтерёва. Это та линия, которая отчасти произрастает из "Славянской эпопеи" Альфонса Мухи, с материалом которой мне удалось познакомиться только после 2000г. Линия преемственности здесь на мой взгляд очевидна. По-своему видит сказочный славянский мир Маргарита Будылёва, которая обратилась к теме поэтических этнографических образов к концу 1990-х, переехав жить из Грузии в Россию. Во многом стилистика и мотивы, использовавшиеся художниками, так или иначе тяготевшими к стилю модерн, воплощаются и в работах такого современного художника (работающего в графических техниках в теме древнего славянства), как Андрей Назаров, обратившейся к теме примерно в то же время, что и Маргарита Будылёва. Конечно, из учебника отечественной истории многие знают театрализованную величественную картину Генриха Семирадского "Похороны руса", но исторического материала в ней можно подчерпнуть на мой взгляд меньше, чем у Виктора Васнецова или Ивана Билибина. В 1997г. издательством Наука и религия была выпущена в свет «Звёздная книга Коляды» А.Асова (родовая фамилия Барашкова, принятая им с этого времени) с моими иллюстрациями к сожалению в чёрно-белом воспроизведении, для которой я сделал несколько дополнительных работ, поскольку материал книги по сравнению с книгой «Песни птицы Гамаюн» был намного расширен. К сожалению в данную книгу по техническим причинам не вошли мои орнаментальные рамки, окружавшие каждую из иллюстраций, символико-орнаментальные фризы, буквицы и другие элементы оформления. С этого времени начинается период моего сотрудничества с А.Асовым, которые начинает использовать мои разные иллюстративные наработки, а также серии других конкретно-сюжетных иллюстраций в своих публицистических и исторических книгах, правда зачастую после своей компьютерной графической редакции. В журнале «Детская литература» №5-6 в 1997г. В.П.Панов опубликовал две мои иллюстрации и две буквицы из дипломной серии в цветном виде. В это же время мною были созданы и серии иллюстративных изображений - образы древнеславянских богов и мифологические сюжеты, при создании которых меня консультировали А.Асов и П.Тулаев. После этого я сделал и некоторое количество своих авторских композиций и картин. В 2000 году с использованием моих работ в качестве сопроводительного оформления (гравюра, орнаментальные заставки, созданные по мотивам археологического материала) вышла малым тиражом небольшая по объёму, но ёмкая научная монография "Славянское языческое миропонимание" (философское исследование), автором которой являлась Осипова О.С. Харатерная особенность этого издания - очень большой библиографический раздел. Титульный лист книги Осиповой О.С. (фото) К Велесовой книге отношение всегда было неоднозначное, поскольку она упоминается впервые в связи с Сулакадзевым. К 1998 году я всё-таки завершил работу над большой серией иллюстраций и элементов оформления к «Велесовой книге» в аутентичной манере. Это сюжетные иллюстрации конкретно к каждой главе, как бы воспроизводящие изображения на деревянных дощечках, выполненные в технике тушь, перо. Моё стремление к конкретике сюжета, аутентизму и стилистическому акценту было намеренным и целенаправленным. Затем я в этом же году я сделал несколько разработок иллюстраций к «Велесовой книге» в другой стилистике. Иллюстративная серия с сюжетами на дощечках дождалась своего издания в 2007г. в книге «Солнечная история» (Москва, издательство Белые Альвы), в которой рязанская писательница Л.Рыжкова-Гришина в поэтической форме изложила содержание «Велесовой книги». Также часть моих иллюстраций, сделанных тогда же, и элементов оформления вошла в книгу «Приникание» А.И.Умнова-Денисова, изданную в 2010г. (Москва, издательство Осознание) и являющейся авторским переводом той же Велесовой книги. Параллельно с этим изданием А.Асов в 2010г. Выпустил «карманную» версию (миникнига) «Велесовой книги», в которой были опубликованы на шести шмуцтитулах мои новые работы к «Велесовой книге» (Москва, издательство Амрита-Русь). В 1999 году по просьбе А.Асова я сделал сначала пробную серию из десяти цветных иллюстраций к «Велесовому изводу», а затем несколько десятков сюжетных работ на ту же тему в технике тушь, перо. «Велесов извод» - это избранные славянские мифы, сюжетно разворачивающиеся вокруг мифологического персонажа Велеса. Серия цветных иллюстраций по настоящее время не опубликована, а чёрно-белые вошли вместе с моими декоративными элементами оформления в книгу «Песни Сирина» А.Асова, изданную в 2006г. В московском издательстве Фаир, а другие элементы оформления вошли в книги «Песни птицы Гамаюн» и «Песни птицы Алконост» той же книжной серии. Большая серия моих работ по мотивам древнеславянских легенд (эскизы работ обсуждались с А.Асовым) были в чёрно-белом виде опубликованы в книге «Руны, знаки и мистерии славян», вышедшей в издательстве Вече в 2008 году, а в 2009 году в этом же издательстве часть работ из этой серии была опубликована не только в чёрно-белом виде, но и в цветных вкладках издания «Тайная история русского язычества». В 2009 году большая серия моих цветных сюжетных иллюстраций, выполненных в виде стилизованных под древность рельефов, была опубликована в книге А.Асова «Белая крыница», вышедшей в издательстве Фаир. В качестве своеобразной интерпретации этих сюжетов были сделаны мною иллюстрации к «Ярилиной книге», выпущенной издательством АСТ в 2010году. В 2011 году вышло переиздание книги «Песни птицы Гамаюн» с моими же элементами оформления. В том же году вышла и книга А.Асова «Родные боги славян» в издательстве Фаир с моими рисунками. В 2011 году в издательстве Белые Альвы вышли книги В.В.Брунова «Дар русов» и В.Васильева «Происхождение русского слова» с моими картинками на обложках, относящихся к работам так называемого славянского цикла, в который входят в настоящее время как серии иллюстраций, так и отдельные графические листы и картины, посвящённые легендам, мифологии и истории древних славян. В 2011 году в издательстве АСТ вышла книга А.Асова - «Веды Руси. Велесова книга. Ярилина книга. Белая крыница» с большими сериями моих иллюстраций. В 2012 году в издательстве Белые Альвы вышла книга Милонежка «Сказки и легенды ведической Руси» с моими иллюстрациями и с моей работой на обложке в компьютерной переработке. Помимо изданий книг, журнальных публикаций отдельные мои работы из названных серий иллюстраций и отдельные графические листы, тематически связанные с древнеславянской мифологией и ритуалистикой, наряду с картинами в технике масляной живописи участвовали в художественных выставках. Впервые мои работы из этой серии появились на областной художественной выставки рязанского Союза Художников в 1998г.; затем в 1999г. на коллективной выставке «Виртуальная реальность сновидения» в Галерее-Клубе при Областной Юношеской библиотеке в Рязани; на персональной выставке «Цветная графика» в филиале рязанского художественного музея «Детская галерея» в 2000г.; на коллективной выставке «Сказки и мифы», организованной группой рязанских художников ко дню славянской письменности в Галерее-клуб (Областная Юношеская библиотеки г.Рязани); в 2001г. на художественной выставке при международном славянском форуме в г.Москва; в том же году на коллективной выставке в музее Константина Васильева в г.Москва; на коллективной художественной выставке «Мифы» в Галерея-клуб Областной юношеской библиотеке в г.Рязань в 2002г.; на международной выставке четырёх художников в рамках проекта «Восток – Запад» - Галерея «ЮЖНЫЙ КРЕСТ» – галерея на Каширке г.Москва; на художественной выставке г.Киев, Украина, организованной П.Тулаевым; на персональной выставке «Из славянского цикла» в культурном центре «Баян» г.Москва в 2003г.; на персональной выставке в московском музее Константина Васильева, длившейся более года с сентября 2003г. по октябрь 2004г.; на персональной выставке «Из славянского цикла» в выставочном зале при библиотеке №27 (им.М.Волошина) г.Москва в 2005г.; в 2006г. на персональной выставке в выставочном зале Музыкальная гостиная Областного управления культуры г.Витебска в рамках 15-го фестиваля искусств «Славянский базар» (Республика Беларусь); на персональной выставке "Странствия" (живопись, графика) в Галерее "Виктор Иванов и Земля Рязанская" Рязанского Художественного Музея. г.Рязань в 2008г.; на художественной выставке в рамках славянского форума г.Минск в 2010г.; на первой коллективной специализированной выставке рязанских художников-иллюстраторов книги в доме Салтыкова-Щедрина г.Рязань (отдел иностранной литературы областной библиотеки) в том же году, организованной мною, совместно с руководством библиотеки, а также на моей персональной выставке в том же году, посвящённой исключительно иллюстрациям и проходившей Рязанской Областной детской библиотеке. Собранный мною исторический изобразительный материал, объём которого пополняется по настоящее время, использовался мною при создании оформления разных изданий. В 1999г., (изд-во Узорочье) а затем в 2001г. (изд.во Русское слово) в Рязани было выпущено два первых издания исторического романа известного рязанского писателя А.Хлуденёва «Олег Рязанский» о событиях 14 века, для которых мною были сделано несколько десятков иллюстраций к каждой главе в археологически стилизованной манере и авторские элементы оформления в духе тератологического стиля 14 века. В 2003г. в изд-ве Белые Альвы была издана книга «Сказания о стародавних временах русских» (Довелесова книга) по мотивам материалов из архива Миролюбова, при оформлении которой мною были использованы стилистические мотивы славянской археологии 6-8вв. для создания авторских оригинальных по стилю буквиц и заставок, а также мотив стиля древних рукописей был использован для создания мною серии иллюстраций для этого издания. В 2007г. совместно издательствами Амрита-Русь и Белые Альвы была издана книга «Сказания Ростова Великого, записанные Александром Артыновым» (с комментарием и под редакцией академика и доктора исторических наук Ю.К.Бегунова), в оформлении которой были использованы несколько десятков моих иллюстраций в авторском стиле, при разработке которого были использованы традиции русского лубка и стилистические мотивы старопечатных русских книг. В эту книгу вошли старинные легенды о мифических временах Руси, временами сюжетно пересекающиеся со сказочными произведениями А.С.Пушкина. Студентам в нашей мастерской графики в МОУК художественный колледж ДПИ г.Рязани я также задавал в качестве учебного задания создание серии графических работ по мотивам славянской мифологии в аутентичной манере, и они все по-моему, справлялись с этим заданием. Отдельные мои живописные и графические работы были использованы в разных изданиях в качестве иллюстративного материала. В 2013 году в издательстве Белые Альвы опубликован сказ "Четыре поворота колеса-солнца" в моём изложении и с моими иллюстрациями (материал ждал издания более десяти лет). В настоящее время для иллюстрирования книг по истории и мифологии Древней Руси часто используются картины таких современных художников как Борис Ольшанский, Андрей Клименко, Дмитрий Корольков, Вячеслав Иванов, а также работы Константина Васильева, кроме этого - художников, живших примерно на столетие раньше, таких как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих, и это картины носящие обобщённо-сказочный и отвлечённый мифо-поэтический иногда героический, иногда патетический характер. Большинство работ многих художников скорее фантазийны, чем историчны, хотя и эта фантазийность порою в приложении к авторскому поэтическому контексту бывает очень уместна. К настоящему времени по сравнению с серединой 1990-х гг. издано много книг по древнейшей истории Руси и древнейшей истории славянского мира, переводы текстов, и это правильно. Однако, многие издания, к сожалению, носят компилятивный, а не исследовательский характер. В филологические и исторические споры насчёт подлинности тех или иных текстов, насчёт корректности тех или иных исследований не вступаю принципиально. Есть тексты, которые можно или нужно иллюстрировать, есть тема отечественной истории летописной и легендарной, есть древнейшая история, которую следует знать без относительно того, какие эмоции могут вызывать те или иные факты, события, образы или персонажи, те или иные мнения и комментарии. Есть в древнеславянской культуре варяжские влияния, влияния культур угро-финских народов, походы Германареха и Гуннов, другие переселения народов, влияния Византии, культуры Хазарского каганата, Булгарского царства и Болгарского царства… История Древней Руси сложна. До сего времени мало доступных широкому читателю материалов по сравнительному анализу культур разных славянских народов, по взаимодействию народов соседних, древнекавказских культур, культуры Древнего Ирана и Древней Руси, хотя культурные параллели, образы и параллельные персонажи, которые невозможно перепутать ни с чем иным, налицо, и они отмечены некоторыми серьёзными и вдумчивыми исследователями и советского периода исторической науки, и современными. В настоящее время работают группы, занимающиеся исторической реконструкцией костюма и быта древних славян. Однако не многие из представителей этих групп, которые по-моему занимаются очень хорошим, достойным делом, могут отличить плетёнку древнерусскую, характерную для разных веков и для разных регионов, от плетёнки византийскую, от плетёнки древнеармянской или хазарской… Остальные мои работы, то есть картины, серии изданных и не изданных иллюстраций, графические листы по славянской мифологии, картины и графические листы с мифопоэтическими сюжетами и сюжетами в духе фэнтези, картины и иллюстрации к сказкам и легендам, по истории Древней Руси и истории Русской Православной Церкви - это отдельная и большая тема..
Некоторые избранные работы из серий иллюстраций,
посвящённых славняским мифам можно посмотреть здесь | |
Просмотров: 2672 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |