Главная » Статьи » Статьи и тесты художника |
Четыре выставки (живопись, графика)
Четыре выставки - это четыре темы, четыре независимые
друг от друга экспозиции.
СВЕТ Выставка «Свет» составлена из метафорических работ, объединяющих посредством различных средств концептуального минимализма понятия «будущего» и «прошлого», «времени» и «пространства», «мысли посредством слов» и «мысли посредством ассоциаций». Среди работ, представленных в этом зале, есть те, которые можно отнести к современному направлению «поэзоживопись». Тема
света необъятна и многогранна. Свет связан с возможностью зрительного восприятия, с его особенностями и эффектами. Свет
существует как элемент «системы мысленного воображения», как информационный континуум
вне субъекта… На тему многоплановой концепции света в изобразительном искусстве
у меня есть объёмный трактат, который в настоящее время (на время проведения выставок)
ожидает своего издания. В нём о различных преломлениях темы света в искусстве и
прежде всего в живописи, о психологии восприятия и о некоторых особенностях зрительного
воображения и обо многом, что с этим связано. Платон повествует о том, что лучи
становятся видимыми только когда встречаются с соответствующими лучами из глаз.
Одна из последних теорий в физике заявляет о том, что фотона не существует, существует
информация о нём, но каким органом и каким образом воспринимается человеком эта
информация до её переработки? … Несмотря на то, что возникают новые технологии,
позволяющие находить новые источники и новые принципы освещения и отражения света,
а на основе этого можно создавать новые эстетические пространства, тема света традиционно
воспроизводимая при помощи красок на холсте и бумаге не может «устареть». Солнцеворот. 2011г. х., м. 68х68 Золотая пыльца света. 2011г. х., м. 68х68 Сияние света. 1996-2009гг. х., м. 78х67 КИЙ ОСТРОВ Выставка «Кий остров» иллюстрирует тему русского Севера и Беломорья собранием путевых этюдов и зарисовок. Выставка показывает, как из этюдного материала, собранного в дальней поездке, возникают пейзажные живописные работы, создаваемые уже в мастерской. Кий остров располагается в Белом море в Онежской губе недалеко от города Онеги. В Белом море много островов и островков, много красивейших мест на побережье. На самом большом острове Кийского архипелага располагаются здания древнего монастыря, основанного патриархом Никоном. Со времени первого посещения острова будущим патриархом начинается интересная его та летописная история, со многими фактами которой можно ознакомиться в современной краеведческой литературе. Но на Кий острове сохранились и артефакты древности, его природная среда имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других мест региона. Помимо других людей, имена которых остались в истории, много известных художников и писателей побывали здесь, среди них - в начале ХХ века художник А.Е.Архипов, биография которого связана с рязанской землёй, и неоднократно - С.В.Писахов. В настоящее время экскурсовод показывает за первой переймой «Скалу Писахова», которую известный исследователь и знаток Севера, воспевший его красоты, художник и литератор изобразил на одной из своих картин.
Фото некоторых этюдов с выставки КИЙ ОСТРОВ Кий остров. Вид на остров Форос. 2010г. к., м., 24х35 Кий остров. Мыс Нос в прилив. 2010г. к., м., 23х35 Кий остров. Скала Писахова.2010г. к., м., 25,2х35,3 МИКРО Выставка «Микро» является своеобразным сопоставлением особого художнического взгляда на мир и реалистического способа воплощения зримого образа. Эта выставка - расширенный показ серии работ, выполненных при рассматривании объектов в микроскоп, а также «сюжеты» из области микромира, воссозданные в воображении. Как можно обозначить, к какому жанру отнести художественное изображение микрообъекта? Пейзаж, натюрморт? … Это если изображаются объекты неподвижные, не органического происхождения или фрагменты растений. А можно ли с полным правом назвать изображения живых миниатюрных существ и в частности насекомых «портретами»? Можно разделить изображения разных микрообъектов на разные жанры? Строго говоря, и у классических жанров нет чётких границ. Изображение микрообъектов можно отнести к отдельному жанру, к жанру МИКРО, поскольку соотнесение подобных изображений с жанрами другими в значительной степени условно. Микроскоп появился намного раньше, чем фотография, а потому схемы и зарисовки микрообъектов исследователям приходилось делать, фиксируя результаты своих наблюдений не только в виде текстовых описаний, но и в виде графических схем. Особенности ограничения глубины резкости создаёт трудности и при современном фотографировании с большой степенью увеличения, поэтому схемы объемных структур, которые можно различить в микроскоп, рисовали всегда, а зачастую и теперь рисуют вручную. Когда размер объекта становится соотносим с длинами световых волн, возникают особые визуальные эффекты, а в более мелких масштабах речь идёт уже не об освещении, а о других формах фиксации формы и изображения, речь идёт о неких «следах» в пространстве, о проекциях форм, о конструктивных схемах и о визуальном воображении. В настоящее время многое моделируется и визуализируется с помощью компьютерных программ, то есть изображения создаются или рисуются и непосредственно в электронном виде. Но эти опять-таки есть результат работы мысли, результат ручного труда, только иной его формы. Художники время от время обращались и обращаются в рамках творческих размышлений к изображению микрообъектов, но это направление не сложилось до сего времени как системное, особое и массовое в изобразительном искусстве. Структуры микрообъектов чаще наводят авторов на идеи декоративного характера, вдохновляют на создание фактур и текстур... Тем более эта тенденция возрастает во времена преобладания декоративизма. НО - может ли изображение микрообъекта, фрагмент микросреды нести в себе образное начало, может ли подобное изображение, выполненное в манере, приближенной к реалистической, «гуманизироваться»? «Экзотические» формы микрообъектов являются отправными точками для воплощения фантастических образов больших, соизмеримых с размером человеческого тела масштабов, чаще всего воплощающих кошмарные видения. Но в миниатюрных формах и структурах можно обнаружить и особую красоту, и в то же время особую отстранённость от реалий «очеловеченности», потому что созерцаемая человеческим глазом форма уже становится соотносимой с масштабами воспринимаемой реальности, а, стало быть, вызывает те или иные мысли, ассоциации и эмоции… И, поскольку в природе человека заложена и реализуется потребность в освоении новых пространств, микропространство осваивается не только в сфере науки, но и в сфере искусства. Мною представлены работы как выполненные при разглядывании микрообъектов в микроскоп, так и созданные по мотивам воображаемых микроскопических форм. Фрагмент экспозиции зала с темой МИКРО Подробнее размышления о жанре МИКРО и фото некоторых работ можно посмотреть здесь
ГАРМОНИЯ КОНТРАСТОВ Выставка «Гармония контрастов» отсылает к теме сопоставления мысли и формы в рамках современных изобразительных подходов области контемпорери арт, в которых в преломлении заявляемого субъективистского взгляда можно обнаружить и творческий метод коплиментивизма (который по своему разрабатывался в начале 20 века художниками отечественного творческого объединения Амаравелла и возрождается в настоящее время вновь отдельными энтузиастами) и импровизационные сентенции, и «мыслеобразы» из авторского мира фэнтези. Тема гармонии контрастов в рамках данной выставки акцентирует внимание зрителя на том, что экстремальных тем и шокирующих сентенций можно раскрывать новые тематические и стилистические ходы. Название выставки намеренно соотносится с аналогичным название музыкальной обзорной радиопередачи, которую много лет вёл Дмитрий Ухов, и в названии которой есть добавление «От фольклора до авангарда». Если представить образно идею экспозиции данного зала, то следует вообразить некоторое количество разноцветных зеркал разной формы. Каждое из этих зеркал отражает что-то своё и по своему, но, будучи направленные в сторону некоего общего центра, они отражают свет в его сторону, и таким образом получается световое пятно или изображение. Приспособления из зеркал, созданные по рисункам Пифагора, уничтожили неприятельский флот при Сиракузах… Принцип фокусировки может быть перенесён в пространство мысли или в пространство образов. Каждый образ это движение «света мысли», воспроизводящие в какой-то степени те зримые эффекты, которые можно увидеть во время так называемых световых шоу. О каждом отдельном образе можно что-то рассказывать: откуда он взялся, что может обозначать и т.д., но это, очевидно, не так важно. Гораздо важнее то, что остаётся за рамками значений слов, за рамками комментариев… Фрагмент экспозиции зала с темой ГАРМОНИЯ КОНТРАСТОВ Фото некоторых работ с выставки ГАРМОНИЯ КОНТРАСТОВ Парадиз. 3 часть триптиха. 2011г. смешаная техника 57х55 Экспозиционный вид: Триптих. Туннель. Движение. Парадиз. 2011г. см. техн. 59х171 Долина радуг. 2011г. х., м., 60х80 Хотя выставки не были задуманы как систематическая ретроспектива, на них представлены работы, созданные примерно в течение сорока лет, подавляющее большинство которых, в том числе и ранние, показываются впервые. Согласно плану выставки открываются 5 апреля в 16 часов и должны работать по 5 мая, дополняя мою персональную выставку «Рисунок пером» в Рязанской областной детской библиотеке, завершение работы которой предполагается в середине апреля. Четыре выставки независимы друг от друга, но при внимательном рассмотрении переход от одной темы к другой, от картин, графически листов и образов, собранных в рамках одной темы к картинам, графическим листам и образам в рамках темы другой, может показаться очевидным. Каждую свою персональную выставку я тщательно продумываю с тематической точки зрения. Тема, сформулированная как своеобразный афоризм, задаёт камертон для размышлений, для ассоциаций. Мне никогда не приходилось делать свои персональные выставки, посвящённые, к примеру, пейзажам Рязани и её окрестностей не потому что у меня нет таких работ. Работы такие как раз есть, и их достаточно. Но на мой взгляд интереснее работать над чем-то более редким. Странствовать, собирать этюдный материал в пределах обозримого и не столь далёкого географически, а также в мире образов, возникающих в воображении, намного более доступно. Если посмотреть на своеобразную карту задумок и идей, на которую нанесены как отдельные земли и государства сами идеи и мысли разных творческих людей, то на ней можно увидеть на просто белые пятна, но целые нехоженые области. Значит есть над чем работать… Одна из витрин в зале темы ГАРМОНИЯ КОНТРАСТОВ Экспозиция четырёх выставок дополняет выставку "Рисунок пером", проходящую с марта по апрель 2012 года в Рязанской Областной детской библиотеке (ул.Почтовая 63), на которой представлены как некоторые листы из избранных серий иллюстраций, так и отдельные станковые работы, выполненные пером и тушью по белой бумаге.
| |
Просмотров: 1159 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |