Главная » 2013 » Сентябрь » 13 » Коллективная выставка "Монотипия" в Рязанской областной детской билиотеке
15:22
Коллективная выставка "Монотипия" в Рязанской областной детской билиотеке
КОЛЛЕКТИВНАЯ ВЫСТАВКА РЯЗАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ «МОНОТИПИЯ»

 

Чаще всего считают, что приём, при котором на некую поверхность накладывается краска, а другой инструмент (мастихин, шпатель, рука, лист жесткой бумаги или пластика) при этом прислоняется плоскостью, а затем отделяется от поверхности, создавая особую фактуру, это и есть монотипия. Да, это один из многочисленных приёмов, который может быть использован и в графике (в монотипии), и в живописи. Он является наряду с работой кистью, аэрографом или мастихином, только лишь одним из применяемых технических живописных средств для создания живописной фактуры. Этот же приём используется для создания некоторых из видов декоративной штукатурки, в частности так называемой «шубы». И называть картины на холсте, выполненные с использованием данного приёма при вопросе «какая это техника?» монотипиями, не совсем корректно. Техника при этом: «холст, масляные краски». Макс Эрнст использовал его в рамках разрабатываемого им живописного технического приёма граттаж в середине ХХ века.

Иногда в каком-то из городов России проводятся мастер-классы по монотипии. В учебные программы, ориентированные на знакомство с различными техниками графики, входит и знакомство с техниками монотипии. Профессиональные художники чаще используют технические приёмы некоторых видов монотипии для создания живописных и графических подготовительных фактур. Примечательно, что 2010 году в Русском музее проводилась выставка именно монотипий, причём созданных в своё время известными художниками: Е.Кругликовой, Р.Барто, Д.Баровским, В.Левитаном, Е.Михновым-Войтенко. В комментарии к данной выставке было сказано, что классический вариант монотипии печатается с гладкой поверхности на лист бумаги на офортном станке.

Слово «монотипия» означает графическую технику, при которой с подготовленной печатной формы на бумагу можно сделать единичный оттиск. Второй и третий оттиск для этих видов печати могут оказаться слишком бледными или вообще могут не получиться. С точки зрения профессиональной классификации изображение, выполняемое на бумаге, относится к области графики, вне зависимости, используются ли краски на водной или на масляной основе. И приём работы с краской «на отлип» на бумаге можно отнести к монотипии в полной мере, когда не применяется дальнейшая проработка изображения вручную с помощью рисующих инструментов. А с той или иной долей условности к монотипии можно отнести и прорисованные оттиски, если это сделано достаточно деликатно. Прорисованные монотипии в настоящее время популярны, как мне говорили, в Иране, Средней Азии и Турции и называются техникой «абру-бахор» (турецкий термин). При этом чаще всего фактурный красочный оттиск делается с желеобразной поверхности. Монотипии можно печатать с любой поверхности, но чаще используется поверхность гладкая: пластик, отшлифованная металлическая платина, стекло, гладкий линолеум. Используя приём «на отлип», применяя при этом пластину с гладкой жёсткой поверхностью и дорисовывая получившиеся изображения, создают большинство своих монотипий М.Л.Будылёва и Е.В.Федулова.

Если смотреть на данную технику шире, то способы печати монотипии настолько разнообразны, что может показаться, будто они относятся к разным печатным техникам. Для одних приёмов необходим печатный станок, для других он не нужен. Для печати можно использовать и акварель, и гуашь, и тушь, и темперу, и масляные краски, и восковые. В мастерской графики Художественного колледжа ДПИ г.Рязани, где я работал, в программе занятий по ознакомлению с техниками эстампа полгода было посвящено изучению разнообразных техник и приёмов монотипии. За это время студенты успевали попробовать около десяти разных видов монотипии, самым необычным из которых, на мой взгляд, был тот, который выполнялся с применением на одном листе последовательно 1) печати акварельной монотипии с помощью печатного станка и затем 2) следующего слоя монотипии, получаемого без станка, то есть продавливающей прорисовкой. Среди моих монотипий, представленных на выставку, есть работы, выполненные в разных техниках с использованием и масляных, и акварельных красок. И дополнительную прорисовку в этих работах я нигде не использовал. В книге, посвящённой методическим вопросам обучений в мастерской графики в МОУ СПО Художественный колледж ДПИ монотипии посвящена статья-интервью, отрывок из которой приводится ниже.

Пресняков М. А. 2013г.

 

Техника монотипии известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в. Согласно письменным упоминаниям, первым применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. В последующие годы к этой технике обращались многие художники, среди которых были англичанин Уильям Блейк (1757 - 1828), француз Эдгар Дега (1834 - 1917), применивший в технике монотипии темперные краски («Концерт в кафе "Амбассадор"»). Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, работавшей над цветным офортом. Она самостоятельно «открыла» монотипию заново в начале XX века и создала своего рода собственную школу. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А.Добров, К.Е.Костенко, М.Н.Волошин, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова, Л.В.Яковлев, В.П.Белкин. Прославленными мастерами стали также её ученики-французы - Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлечённость офортом и энтузиазм мастера передавались ученикам - многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря её руководству. В ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовали  цвет, и фактура материала. Так, в 1932 году талантливый ученик Е.Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвящённых строительству электростанции на реке Свирь. Его чёрно-белые и цветные листы отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия…

Е.В.Федулова, преподаватель ДХШ №1 г. Рязани

О выставке на сайте "Наша Рязань"

 

ПресняковМ.А. Вид из мастерской. 2013г. бум., акварельная монотипия

 

Трубникова Е.В. Дюймовочка. 2011г. Бум., гуашевая монотипия,  прорисовка

 

БудылеваМ.Л. Иллюстрация-разворот к книге А.Дубчак "Сказки" Лентяи. 2004г. Бум., тушевая монотипия, прорисовка

 

Фото фрагмента экспозиции

 

 

Просмотров: 1597 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0