-
Если вспомнить старый добрый фильм «Весёлые ребята», то там музыканты могли играть на разных подручных средствах, а также использовать и голосовую их имитацию. В начале фильма главный герой играет плашках забора как на ксилофоне. В кукольном театре Образцова в спектакле Необыкновенный концерт есть музыкальный номер с Водно-бачковым инструментом и кричащей обезьяной, где в шаржированном виде изображены эксперименты и не стандартные подходы в музыке. Это был своеобразный отклик на политическое противостояние "буржуазного" и "советского искусства", в котором была и доля правды, и доля иронии, и доля фантазии... В настоящее время, в начале XXI века таким музыкальным номером не удивишь и не рассмешишь. Использование разнообразных предметов для звукоизвлечения и создания музыкального ряда не есть изобретение музыкантов джаза или современного танцевально-музыкальной группы Стемп. И музыка в традиционном, средневековом (аутентичном) и народном стиле демонстрирует использование подручных средств и различных предметов традиционного быта в качестве музыкальных инструментов. Как видно, с самых ранних доисторических времён музыка могла создаваться из чего угодно и посредством чего угодно. И создание новых музыкальных инструментом не отрицает и не перечёркивает инструменты, придуманные и созданные ранее. Электронный синтезатор не отрицает ни бубен, ни окарину. Собрав предметы, относящиеся ко времени неолита, можно сделать музыку неолитическую, что и было произведено в процессе работы музыкальной творческой лаборатории «Полёт Арьястейя» («Время древних», альбом неолитической музыки). Подобные опыты производились музыкантами и в США.
-
При записи других альбомов творческой музыкальной лаборатории «Полёт Арьястейя» использовались самые разнообразные предметы, включая и самодельные музыкальные инструменты, созданные как сторонними мастерами, так и участниками работы музыкальной лаборатории. Вслушивание в музыкальные композиции лаборатории может дать богатый материал для размышления, посредством чего был произведён тот или иной звук. Где-то звучит флейта, где-то волынка, где-то жалейка, где-то кугиклы, где-то домра, изготовленная Андреем Назаровым и т.д. Для запаси альбомов лаборатории Пресняков Максимильян изготовил три простейших варгана и простейший струнный инструмент с шестью струнами. Максимильяном Пресняковым была заказана мастерам-керамистам серия керамических колокольчиков, и в результате их настраивающей подточки и размещения на специальных подставках получился своеобразный музыкальный инструмент с рабочим названием «колофон», который использовался при записи ряда музыкальных композиций. Далее Пресняков Максимильян смастерил настоящие гусли, попутно придумав свой вариант конструкции их резонатора. Эти гусли использовались при записи ряда альбомов. После этого возникла идея целой серии акустических музыкальных инструментов под рабочим именованием «премафоны».
-
Изготовление первого премафона было начато как раз во время записи последнего альбома творческой музыкальной лаборатории «Полёт Арьястейя» (2004г.) и было прервано вследствие целого ряда внешних причин. Завершение работы над созданием рабочей модели первого премафона Пресняков Максимильян приурочил к открытию своей очередной персональной выставки «Мифологемы» (2010г.), когда этот музыкальный инструмент был продемонстрирован в рабочем состоянии при исполнении короткой музыкальной композиции в сольном варианте. Премафон использует комплексный вид звукоизвлечения, являясь струнно-язычковым, причём в использование к тому же и голосового тона позволяет вплести в ткань звучания акустические биения, которые могут задавать контролируемый ритмический рисунок. Пресняков Максимильян считает данный вариант музыкального инструмента действующей моделью, поскольку ряд конструктивных идей, в неё заложенных, может быть осуществлена в более утончённом виде и с использованием акустически более ценных материалов. Можно надеяться, что со временем будут реализованы и другие идеи музыкальных инструментов, задуманных в начале 2000-х гг., которые смогут в какой-то степени обогатить и дополнить звучание семплов и инструментов синтетических (цифровых).
Музыкальный инструмент "Премафон"
Гусли, которые сделал Пресняков Максимильян для работы в творческой музыкальной лаборатории, имеющие оригинальную конструкцию резонатора под доской-декой
Как известно, в древности было много разных музыкальных систем и музыкальных строев. Ориентируясь на археологические данные и на изображения инструментов, можно что-то из музыки и из музыкальных строев попытаться реконструировать. Исходя из многочисленных изображений древних шлемовидных гуслей, прежде всего их древнерусских образцов, Пресняков Максимильян разработал свой ладовый строй, который использовался как фрагменты музыкальных композиций, входя как мотив в систему современного музыкльного гармонического строя. В частности, в композиции "Рать" в "Русском альбоме" есть музыкальный фрагмент, в котором использован этот строй. Гусли, изображённые на фото, не предполагалось использовать для записи композиций с этим музыкальным строем, и они имеют современный звукоряд при настройке.
ПресняковМ.А. Авторские гусли. Фрагмент авторской декоративной резьбы
|