Главная » 2012 » Октябрь » 30 » О мерегиональном фестивале фантастики "Поехали" в Рязани и о выставке "Загадочные миры"
18:50
О мерегиональном фестивале фантастики "Поехали" в Рязани и о выставке "Загадочные миры"

      

 

      Коллективная выставка профессиональных художников «Заманчивые миры» (Пресняков Максимильян - живопись, графика, Алексей Акиндинов - живопись, Рихард Остроумов - керамика) была проведена в рамках межрегионального фестиваля фантастики «Поехали», который проходил в Рязани с 4 по 7 октября параллельно с выставкой дипломантов конкурса детского рисунка на фантастическую тему - «Хочу в космос». В ходе проведения детского конкурса пришлось просмотреть и оценить несколько сот работ в трёх возрастных категориях. Это было трудоёмкое занятие, если считать и то, что работы дипломантов следовало ещё и оформить, и развесить. Члены жюри, председателем которого я был, занимались и сортировкой работ по возрастным группам, и рассмотрением работ, и оформлением. Только слаженная работа небольшого коллектива позволила сделать это всё в очень сжатые сроки.

      Думаю, что мне следует поделиться впечатлениями в общих чертах. Интересно было отметить, что, несмотря на то, что работы были присланы из разных детских кружков и образовательных учреждений всего города, ни в одной из них не было нарисовано тех страшных монстров, образами которых пытаются наполнить сознание подрастающего поколения фильмы, мультфильмы (анимационные картины), печатные и интернет-издания, комиксы. Возможно, что подрастающее поколение интересуется темами фантастических страшилок, но несмотря ни на что образы этих страшилок не внедрены в сознание слишком глубоко. И это, можно сказать, тенденция положительная. Возможно, что кого-то из зрителей детской выставки это разочаровало. Единственная работа, на которой изображён страшноватый фантастический зверь, и которая попала на выставку, показывает ситуацию столь деликатно, что этого зверя не так просто и заметить. Да и его агрессивность не очевидна. Если картинках так или иначе, но отразилась мечтательность, разве по этому поводу следует сожалеть? Кто-то рисовал, как видно, на темы интересных картинок, кто-то фантазировал сам, кому-то помогли родители или преподаватели. НО главное, что тема космоса позволяла рисовать очень разнообразно. Среди работ самой старшей категории, конечно, ценилось прежде всего умение, и среди них были интересные, но, как часто бывает на детских конкурсах, работ в этой номинации оказалось меньше всего. Конечно, рассмотрение работ проходило без оглядки на фамилии и образовательные учреждения. Подписи на обратной стороне листов стали читаться только тогда, когда составлялся список номинантов и делались записи для печати этикеток. И можно сказать с полной уверенностью, что никакой тенденциозности в результате не было.

      Конечно, выставка «Заманчивые миры», развешенная в фойе Рязанского Дворца Молодёжи, в ходе столь масштабного мероприятия хоть и была событием важным и знаковым, обращала на себя внимание почти что в последнюю очередь, поскольку центральными фигурами открытия фестиваля были приехавшие в Рязань писатели фантасты и режиссёр фильма. Журналистов прежде всего интересовали экстравагантные высказывания гостей на темы будущего, в том числе и на тему будущего самого жанра фантастики, и это следовало ожидать. И большинство ответов были предсказуемы, поскольку общий тон был не углублённо-философским или футурологическим, а скорее юмористическим. Это можно было заметить и на открытии фестиваля в Рязанском Дворце Молодёжи, и на встрече писателей с читателями в Областной библиотеке им. М.Горького, состоявшейся в другой день. Иронический тон был задан в самом начале открытия фестиваля, когда во время исполнения со сцены задушевной лирической песни «Прекрасноё далёко» на двух фоновых экранах  показывались фрагменты американского фильма «Терминатор», в том числе и фрагмент с атомным взрывом и с его последствиями. На остальные мероприятия по причине занятости на работе (проведение уроков в субботу и в воскресенье), мне попасть не пришлось. Ирония, наверное, тот спасительный «буфер», который позволяет при рассматривании фантастических миров, не пугаться ужасающих образов (и страха), которые могут возникнуть, не увлекаться красивостью и странностью фантастических образов. Сам космос по большому счёту с материалистической точки зрения «внедушевен» и «внечеловечен». (С точки зрения большинства религий - тоже. И уже в этом обстоятельстве можно обнаружить долю иронии.) Ирония просматривается в большинстве отечественных фильмов на фантастическую тематику, и во многих литературных произведениях. Ирония это форма критического взгляда: взгляда на слепое стремление к знанию и на невежество, на ослеплённостью любой идеей, в том числе и идеей абстрактного добра или абстрактного зла, на  утилитарность (рациональность) и на идеологичность, которая после некоего предела, как и всё остальное, становится пародий на себя саму. Возможно, что среди детей-участников выставки кто-то и пытался выразить иронию, но заметно это не было. Основной тон детской выставки, да и всех нескольких сот работ, представленных на конкурс, был лирический и поэтический. Поэтический взгляд был лейтмотивом и в экспозиции выставки «Заманчивые миры». Поэтика это не критика, а скорее форма внимательного и увлечённого созерцания тех образов, которые навевают фантастические темы.

       В конце кинопоказа (фильм «Реальная сказка», режиссёр Андрей Мамонтов) на открытии фестиваля состоялся диалог режиссёра со зрителями. Наиболее примечательным суждением режиссёра, высказанным в ходе этого диалога, было то, что Кощей Бессмертный в фильме совершенно логичен в своих поступках, а потому и страшен, и безжалостен. Он не сердится, а просто поступает по установленным заранее правилам. И тот человек, который следует за ним по той же дорожке, становится бездушным, хотя бы временно. В самом конце беседы мне мимоходом удалось задать тот  вопрос режиссёру, который никто в этот день до этого не задавал: «Почему он считает свой фильм, несмотря на наличие спецэффектов, не коммерческим», о чём он и упоминал ранее, рассказывая о своей картине. «Потому что он заставляет думать, - был ответ, - а большинство зрителей в нынешнее время думать не любят». Ирония в целом в большой степени есть следствие критического взгляда, то есть взгляда хоть в какой-то степени вдумчивого. Не поэтому ли в отечественной фантастике иронии заметно больше, чем в зарубежной?

ПресняковМ.А. 2012г.

 

Просмотров: 708 | Добавил: Admin | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0