Главная » 2020 » Ноябрь » 26 » учебное пособие Перспектива
23:25
учебное пособие Перспектива

В 2020 году в московском издательстве ИНФРА-М вышло новое доработанное издание учебного пособия ПЕРСПЕКТИВА (классическая художественная линейная перспектива)

Небольшой отрывок из вводной беседы в издании:

"Изображение, точно построенное в соответствии с правила­ми «классической» перспективы, несет в себе много зрительных несоответствий и «неточностей» (в частности, шар при подоб­ном точном геометрическом построении должен ближе к краю картины изображаться эллипсом). И художники при создании художественных изображений эти несоответствия устраняют. Несо­ответствия возникают и оттого, что Классическая перспектива рассчитана на фиксированную точку для рассматривания (пространственной ситуации и изображения), а зритель почти всегда перемещается относительно картинной плоскости или хотя бы изменяет угол осмотра. 
Отчасти использование широкоугольных объективов в фо­тотехнике, отчасти эффект движущейся кинокамеры, как и некоторые психологические закономерности восприятия, с той же очевидностью демонстрируют ограниченность Перспек­тивы «классической». Но это не дает повода для ее критики и пересмотра, как не отменяет законы Ньютона теория относи­тельности.
Психологические эффекты «несоответствия» (в частности, так называемая относительная константность восприятия) усиливаются только при невни­мательном рассматривании и умножаются пропорционально силе «автоматизма» наблюдения. Дело в том, что в созна­нии человека существует как минимум модель плоскостного зрительно­го изображения, его «стереовариант» (его эффекты усиливаются при рассмотрении объектов, расположенных на близких расстояниях), и «объемная полномасштабная схема» пространственной ситуации (види­мого и, что важно, ощущаемого в комплексе с другими чувствами). Вносит свою роль в формирование умозрительной схемы пространства в воображении и выученные (привычные) принципы схематизации, и прочтение изображения как системы знаков, в которой относительная константность восприятия есть только один из частных случаев, а также и особенности самого внимания (степень его устойчивости, степень фокусировки, избирательность и пр.). Смешение в разных пропорциях различ­ных систем переживания пространства является предпосылкой для различных «психологических несоответствий» видимого и изображаемого пространства".

Предыдущие выпуски 2012 и 2017 гг.:

   

   

Причём в издании 2012 года на обложке использована картина самого автора-художника.

Данное учебное пособие может показаться странным тем, что привык к монотонно-логическому повествованию традиционных учебных изданий или тем, кому нравится подчёркнутая оригинальность некоторых книг или визуальная зрелищность пособий для начинающих, создаваемая нередко в ущерб содержательной части. При составлении данного пособия решены в первую очередь три задачи:         

1) максимально кратко показать самые основные правила линейной художественной перспективы,     

2) объяснить некоторые важные с точки зрения художника нюансы построений (с учётом не столь значительных для художника погрешностей при упрощении построений), которые могут не интересовать педагогов, виртуозно владеющих материалом начертательной геометрии,

3) некоторыми необычными иллюстрациями немного "взбодрить" вечно недосыпающего студента.

Пособие создавалось не для того, чтобы кого-то заинтересовать или заинтриговать, оно не для развлечения. Оно подойдёт для того, кого не вполне устраивают слишком толстые книги с многочисленными и со сложными примерами или книги слишком поверхностные. Оно является дополнением ко всем имеющимся изданиям по теме. оно может "не понравиться", но при этом помочь в некоторых ситуациях. Для интеллектуалов пособие может показаться слишком простым, для тех, у кого те или иные проблемы с вниманием - слишком сложным.

Для того, чтобы осваивать материал по этой книге самостоятельно, требуется уже некоторая первоначальная подготовка, знание основ геометрии и черчения, природные данные и значительная заинтересованность. Кто-то, кто начинал освоение Перспективы с этого пособия или по программе, изложенной в нём, уже стал архитектором, художником или педагогом спецдисциплин. Ориентируясь на материал данного пособия преподаватель можно излагать основы предмета, но при этом личный практический опыт и понимание вариативности ряда задач может значительно дополнить лаконичность самого издания.

Первое издание учебного пособия произошло в Рязани при среднем специальном учебном заведении Лицей искусств (позже - колледж Декоративно-прикладного искусства).

   

Материал пособия был составлен из содержания экспресс-лекций первого семестра.

Материал занятий второго семестра, когда он появился в учебном плане, должен был познакомить студентов с другими видами системного изображения пространства в изобразительном искусстве. Часть 2 учебного пособия остаётся пока в виде рукописи. Однако тот же материал в виде объёмного (548с.) методического пособия издан в 2016 году при Рязанской филиале ВШНИ ("Художественная линейная перспектива, особенности передачи пространства в декоративном изображении и зрительное восприятие")

Просмотров: 272 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0