Главная » 2024 » Январь » 15 » выставка "Творчество на вершинах"
10:58
выставка "Творчество на вершинах"

21 декабря на выставочной площади Музея Океана в г. Калининграде начал работу выставочный проект "Творчество на вершинах. Тянь-Шань в экспедиционных рисунках П.Кошарова и М.Преснякова", в которую вошла персональная экспозиция из нескольких десятков работ М.А.Преснякова. 

В 2014 году экспедиционная группа Рязанского музея путешественников, в числе которых был М.А.Пресняков, под руководством А.Н.Капитанова и при научном сопровождении А.Н.Попова посетила часть мест, пройденных в своё время П.П.Семёновым: Чуйская долина, Буамское ущелье, окрестности Курменты, восточный берег Иссык-Куля, полуостров Сухой хребет, долина и ущелье Джуку (Джууку) вплоть до одноименного перевала. В этом году художником было создано с натуры 36 работ небольшого формата: этюды маслом, акварелью, зарисовки цветными и графитным карандашами, гелиевым стержнем и в смешанных техниках.

В 2015 году экспедиционная группа подходила к леднику Семёнова и с разных ракурсов созерцала вершину Хан-Тенгри.

В 2017 году в намного более расширенном формате группы в том числе с участием председателя Липецкого отделения Русского географического общества Л.Н.Беляевой экспедиция посетила места начала маршрута П.П.Семёнова в Алтайском регионе, включая Калмыцкие мысы, оз.Колывань, г.Змеиногорск. Эти места известны исключительно из описаний П.П.Семёнова, П.М.Кошаров их не изображал. М.А.Пресняков работал с натуры на протяжении всех трёх экспедиций Рязанского музея путешественников.

Н.С.Попов уже при обсуждении проекта первого маршрута перед М.А.Пресняковым сформулировал задачу в первую очередь обнаружить по ходу экспедиции и изобразить те же виды, над которыми в своё время трудился П.М.Кошаров. Во время первого же этапа удалось легко опознать изображённые художников в 19 веке урочище Кызыл-Джар, вид с морены перед перевалом, вид с перевала в сторону сыртов (высокогорных пастбищ), однако некоторые другие виды вызвали вопросы. Уже на этом этапе стало заметно, как П.М.Кошаров в некоторых случаях заметно обострял узость ущелья и крутизну горных склонов, возможно образно подчёркивая характер местности, а вероятно при неблагоприятных погодных условиях дорабатывая некоторые виды по памяти и, должно быть, переходя к масляным красками при повышенной влажности, когда на бумаге работать было неудобно.

Увиденное во время второго этапа экспедиции (2015г.) задало больше вопросов, чем принесло ответов. Например этюд П.М.Кошарова, имеющий в архиве Русского географического общества подпись «Сарыджасский ледник» и демонстрируемый как «Ледник Семёнова» оказался не современным «ледником Семёнова», а легко узнаваемым одним из поперечных небольших ледников к долине Сары-Джаза, находившимся в виду базового лагеря экспедиции 2015г. С этого же места пик Хан-Тенгри оказался видимым как не доминирующая вершина со скруглённым, а не заострённым верхом, а с других точек долины Сары-Джаза он вообще оказался закрытым ближними горами. Не из соседней ли долины нынешнего Адыртора изображал П.М.Кошаров виды Хан-Тенгри ввиду ледового поля? Тем более, что сам П.П.Семёнов в своей книге пишет о посещении поперечной к Сары-Джазу долины, а долина Адыртора единственная поперечная в окрестностях. Место, с которого по всей видимости П.М.Кошаров изобразил слияние Адыртора с Сары-Джазом и с доминирующей острой вершиной справа (судя по карте это не гора, ныне именуемая Хан-Тенгри) экспедиция 2015 года к сожалению художника проехала на машине без остановки. Конечно, экспедиция П.П.Семёнова не могла увидеть водопад примерно 200-метровой высоты в соседнем от безымянного горного озера полуцирке и потому, что члены экспедиции 1857 года не поднималась на этот горный склон, и потому что именно современное таяние ледников и снежников при общем потеплении климата создало этот водный поток. Обзор с этого места в 2015 году показал, что даже от него та самая островерхая гора смотрится на чередой пиков чуть доминирующей по сравнению с пиком Семёнова и Хан-Тенгри. А с более отдалённого Кокджарского перевала, с которого создавал виды П.М.Кошаров этот эффект доминирования не Хан-Тенгри, а другого пика должен быть ещё более выражен. Создание подписей под работами художника 19 века после возвращения из экспедиции могло создавать дополнительное количество неточностей. Между тем ледник Семёнова к 2015 году сильно «отступил». В 2015 году М.А.Пресняковым было создано с натуры 58 работ. Во время алтайского маршрута – 48. Несколько акварелей и холстов художник создал в мастерской по имеющимся материалам по возращении в Рязань.

Пройдя профессиональную школу реалистического пленера, он создавал художественно-документальные серии работ, восхищаясь красотами Тянь-Шаня, стараясь передать и цветом, и другими средствами своё настроение, переживаемый образ, но без нарочитой гиперболизации в силуэтах горных пиков и в других деталях. А его сюжетные бытовые зарисовки передают атмосферу жизни в экспедициях.

фрагмент экспозиции - 1

фрагмент экспозиции - 2

фрагмент экспозиции - 3

 фрагмент экспозиции - 4

 фрагмент экспозиции - 5

Просмотров: 25 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0