Главная » Статьи » Статьи и тесты художника

Пресняков М.А. К выставке в галерее Палитра. Рязань, 2009г.
К выставке в галерее Палитра. Рязань, 2009г.

     Часто, подбирая работы для своей очередной персональной выставки, я руководствовался прежде всего какой-либо особенной общей задумкой или идеей, которая, на мой взгляд, была бы необычна для города Рязани или даже принципиально для города нова. Таковы были, к примеру,  мои персональные выставки: «Иронического натюрморта»,  «Юмористического рисунка и гротеска», проект «Перекрёсток миров и стихий» (объединявший фантастическую тему в живописи, музыке, текстах в рамках единого выставочного пространства) и т. п.
     Данная моя персональная выставка, подчёркиваю, не несёт в себе никакого намеренного тематического подтекста. Однако в ней, естественно, присутствуют некоторые акценты. И конечно, прежде всего, это  краеведческий акцент, поскольку значительная часть работ посвящена Рязанскому краю, истории. Это и реальные пейзажи, это и образы, по поводу каждого из которых можно много было бы что сказать, и, конечно, акцент живописный. Не могу сказать, что для данной экспозиции я выбрал именно те свои работы, которые считаю наибольшими моими достижениями в данной области, поскольку в этом случае, имея ввиду сравнительно небольшой объём выставки, экспозиция могла бы оказаться слишком тематически разнохарактерной и чересчур мозаичной. Поэтому в основе подбора работ я руководствовался с одной стороны прежде всего колористическими соображениями, пытаясь создать особую «цветовую среду-настроение», а с другой стороны  намерением показать в обязательном порядке хотя бы некоторые свои новые работы. 
     Хотелось бы отметить, что тема выставки не акцентируется на путешествии, как это было сделано мною годом анее. Многие художники пишут в своих поездках этюды.  Для этого можно ездить целенаправленно, собирать материал… Когда я проводил выездные пленэры со студентами, то обязательно работал вместе с ними. Ездил я и один. Для меня процесс написания этюда есть один из способов приобщиться к месту, в которое я приехал, глубже прочувствовать образ, почувствовать «колорит места». Иногда после того как этюд окончен мне может показаться, что прожил здесь большую часть своей жизни…
А что касается акварелей, на которых сделан в экспозиции особый акцент, то среди тех, что представлены, намеренно присутствуют этюды, выполненные при помощи различных технических приёмов, а также те листы, которые при условном наименовании «этюда» выходят за рамки этого жанра и становятся своего рода пейзажными картинами на бумаге. Для меня, как для художника, всегда казалась странным некоторая предубеждённость и недооценка среди зрителей именно акварели, и именно то обстоятельство, что она почти что насильственно отнесена к графике в соответствии с чисто «техническим» определением. «Акварельная живопись»  это не только исторически сложившаяся идиома, а скорее жизненный факт, что подтверждает (кроме примеров из классики), к примеру, акварельная почти что монументальных размеров живопись современного художника Сергея Андрияки и многих других. И понятие живописи не связано, как известно, с каким-то большим размером, в частности.
      И то, что акварельные краски якобы быстрее блёкнут со временем, не связано с их «акварельностью». Дело в том, что среди современных искусственных недорогих и совсем дешёвых красителей, которые стали популярными и кроме всего прочего из-за развития химической промышленности, а также из-за стремления производителей к яркости цвета наименее затратным путём, много пигментов органических и нестойких, и именно они почти сплошь в настоящее время используются в детских наборах красок и по гигиеническим соображениям в том числе (пищевые красители). Но те же красители сейчас используются и в акриловых красках, и в масляных, надо только узнавать их и отличать от красок, специально предназначенных для профессионального использования и соответственно от красок, обладающих несравненно большей химико-физической устойчивостью. Состав, к примеру, краски так называемой ОХРЫ почти что тот же и в наскальной живописи, которой 500 тысяч лет, и на древних манускриптах, выполненных на пергаменте 500 или 1000 лет назад, и в современных акварельных, масляных, акриловых и даже в технических красках. И стоимость данного пигмента больше зависит от торговой марки и качества клеевого связующего, чем от качества самого пигмента, поскольку этот краситель до сих пор можно найти в природе в виде самородных комочков, напоминающих шарики разного оттенка, И этот природный пигмент прекрасного качества и, пролежав в земле миллионы лет, вряд ли сколько-нибудь заметно изменится за ближайшую тысячу после того, как возможно будет использован в качестве краски. И подобными свойствами обладают большинство пигментов минерального происхождения.
      Для данной экспозицию я также подобрал и музыкальное сопровождение из своего творческого архива (которое на мой взгляд должно в наибольшей степени соответствовать общему настроению выставки) и собрал материалы в своего рода «электронный каталог», представленная информация в котором намного шире рамок данной выставки.                                                                       

 Пресняков М. А. 2009г.

Категория: Статьи и тесты художника | Добавил: Admin (03.02.2012)
Просмотров: 575 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: